Обряд проводов мертвых в Индии
Быть кремированным в Варанаси на берегу священной Ганги – это Великое Благо для индуса. Многие стремятся найти свой последний приют в этом древнем городе, похожем на страшную, но все-таки прекрасно волшебную сказку.
Кали-шмашан, главное место кремации, работает с утра до вечера, отправляя на тот свет около 300 человек. Показательно, что детей до 9, беременных женщин и садху(практиков) не кремируют. Их просто сбрасывают в Гангу, считая «чистыми»,не требующими очищения огнем. А Огонь на этом шмашане священный – пламя, данное по легенде самим Богом- Разрушителем Шивой, поддерживается уже более 3000 лет. Проходы узких улочек вблизи него завалены деревьями для костра, земля усыпана остатками лент, убранств и венков, вода черна от трупного пепла, а воздух наполнен черным дымом погребальных костров. Здесь никто не плачет. Это просто не принято, да и сама смерть для индуса не является трагедией. Просто переход. А при строгой кастовой системе, которая, невзирая на реформы XX века, на практике все же сохраняется, это еще и возможность обрести новое, лучшее рождение. Здесь нет гробов. Мне доводилась видеть один лишь единожды на малом шмашане для бедняков и погибших от лепры – он был лишь мрачным антуражем, доставшимся от англичан- ничего более. А транспортировка трупов осуществляется с помощью легких бамбуковых носилок, на которых лежит накрытый покрывалом усопший. Носилки несут только мужчины, перед ними идет сын покойного, раздавая нищим милостыню. Женщины являются лишь пассивными зрителями, в самом обряде не участвуют. Далее покойного во всем лучшем убранстве, золотых украшениях(если это женщина), омывают в воде у берега. Некоторые низкокастовые авантюристы зарабатывают тем, что ныряют в эту воду и вылавливают слетевшие во время мытья драгоценности, ведь то, что забрала Ганга покойному уже не принадлежит.
Затем покойный обрабатывается порошком сандала и другими ароматическими смесями, которые очищают, изгоняют злых духов и, самое интересное, полностью убирают трупный запах – во время кремации отсутствует характерный аромат сгоревшей плоти. После покойного помещают на помост из бревен, и старший сын поджигает его у ног. Пламя постепенно охватывает все тело, и собравшиеся с нетерпением ожидают момента «освобождения» – взрыва черепной коробки с характерным громким хлопком. Если это происходит само, то говорит о быстром и хорошем уходе покойника. Если же это не наступает, то старший сын должен расколоть череп специальным ритуальным металлическим шестом, чтобы «выпустить душу». На этом обряд завершается. Люди постепенно расходятся . По окончании церемонии необходимо развеять пепел над Гангой.
Безусловно, Кали-Шмашан – сердце Варанаси. Но он становится все более шумный, ориентированный на туристов, где за сотню рупи индийский предприниматель влезет белому в влодку и расскажет сказку, а еще за сотню долларов попробуют продать пепел огня Шивы… Там я не видела агхори.
Агхори, эти индийский некроманты, жрецы смерти, сопровождающие умерших , качующие по погостам, посещают лишь самые чистые. Одного из них за работой мне посчастливилось увидеть на малом шмашане для бедняков и погибших от лепры в Варанаси. В ту ночь сжигали двоих. Я присела чуть поодаль, чтобы не смущать местное население, ведь я в гостях, и попробовала настроится на уходящих. Один уже почти полностью отошел, очень чисто. На своей практике я такого пока не встречала. Другой цеплялся, не хотел. И вскоре к костру подошел агхори. Он очень сильно выделялся на уровне энергетики от всех присутствующих. Будучи полностью на своем месте и в своей работе, он был не отделим от шмашаном. Агхори заметил вторжение на свою территорию и( хотя я была на почтительном расстоянии) посмотрел на меня. Я внутренне выказала ему уважение и благодарность за возможность увидеть его за работой. Хотелось подойти поговорить, но это не имело смысла – английского он не знал точно. Агхори повернулся к костру, вгляделся в огонь, затем сосредоточенно прикрыл глаза, шевеля губами. Чувствовалось, как он подталкивал, ускорял покойника. Через какое-то время отошел, закурив бири(крепкие индийские сигарилы). Спустя пару минут раздался хлопок и пара молодых индусов с визгом отпрыгнули от костра – их обдало мозгами. Покойник отошел. Агхори напоследок обернулся на меня, на костер, и исчез сам…
Еще несколько дней после, стоило мне лишь прикрыть глаза, как перед внутренним взором стоял костер и это необыкновенное, разрушающее ускорение агхори. Казалось, что-то лишнее во мне сгорело там же в этом пламени Шивы.