Главная » Статьи » «Золотой поезд партии» - легенда или реальность

«Золотой поезд партии» – легенда или реальность

originalЛегендарные вагоны с орлом «третьего рейха», полные золотых слитков с тем же клеймом! Хотите их увидеть? Увидите. Когда-нибудь. Наверное.

Но что это за запах? Ничего особенного, обыкновенный запах наживы. Наживы на простаках.

А золото, оно совсем рядом. Где-то на отрезке от 61-го до 65-го километра железной дороги из Вроцлава в Валбжих. Где-то под землёй.

«Золото партии»: сюжет, основанный на маразме

Вторая Мировая 70 лет как закончилась, а сюжет этот всё гуляет по страницам и экранам: старый безымянный нацистский главарь, чуя скорую кончину, открывает молодому человеку тайну «золотого эшелона», спрятанного в недрах гор маленькой страны и заставляет вызубрить план местности и ориентиры, после чего листок сжигает. И они, ценности находятся, но в руки не даются. Конец фильма.

Примерно так, но с небольшими поправками выглядели 19 августа сего года сообщения польских СМИ: кладоискателей – два (один из Польши, другой из ФРГ), адрес клада – Польша, подземные коммуникации в местности, обозначенной на карте, внутри тоннеля – вагоны с золотыми слитками.

Старый вояка был в тех местах сам. Золота он не видел, но знает: оно там есть, уж чересчур всё было секретно даже для немцев!

Тайна копей мэра Валбжиха

И вот «золотой эшелон» счастливцами найден! С помощью некоего подземного радара (георадара). На глубине от десяти до пары сотен метров, точности нет – прибор не откалиброван. Но не это сейчас главное.

Главный сыр-бор вот о чём.

Юридическая фирма от лица будущих обладателей миллиардных состояний начинает переговоры с польскими властями и лично с мэром городка Валбжих.

Власти своё слово молвили: мало ли что может «увидеть» прибор с не откалиброванным «нутром»!

Другое дело мэр. Мысль хозяина городка быстро создаёт логическую цепь: клад – сенсация – туристы – валюта – бюджет.

Короткая взволнованная пресс-конференция с валидолом «под язык» (сердце, большое отеческое сердце главы города), желанная сенсация – и долларовый вихрь уже пошёл кружить по городку!

Нацистский локомотив сдвинул валбжихский бюджет с «мёртвой точки».

Езда без правил. И в обратном направлении

Новая пресс-конференция. Уважаемые службы: агентство Рейтер, Радио Свобода, «Дойче Велле», Би-би-си. Микрофоны и видеокамеры смотрят прямо в рот Зигмунду Новачеку, вице-мэру города, уверенно вещающему примерно следующее: нацистский поезд, долгие годы разыскиваемый местными жителями, найден! Ура!

Далее следует тщательно, по крупицам собранное польскими историками и краеведами Нижней Силезии описание «бронепоезда», которым по весне 1945 года осуществлялась эвакуация уникального заводского оборудования, золота и драгоценностей рейха.

Внимание: поезд из Бреслау вез их… в осаждённый Берлин!

Впечатляет длина «бронепоезда»: 150 метров. Словно кто-то замерил рулеткой.

Исторические факты говорят обратное: с началом маршалом Жуковым наступления на Берлин спешным порядком началась эвакуация ценностей нацистами совсем в другом, обратном направлении – в Альпы, и в Нижнюю Силезию, в том числе.

Но такие «мелочи» польские криптоисторики просто игнорируют. До того ли сейчас? Ведь местные власти уже готовы судиться с нахрапистыми кладоискателями, хотящими 10% аванса от стоимости никем ещё не взвешенного сокровища.

Юристы сосредоточенно и деловито заправляют свежими чернилами нутро своих «Паркеров». Ой, что будет!

В это же время, но в другом месте

Между делом выясняется, что «эпицентр» «сенсации» расположен совсем не в городке Валбжих, но и не столь далеко от него.

Он находится в замке Ксенж, венчающем собой вершину пологой горы. Это старинной постройки цитадель с архитектурой, значительно изменённой во время Второй Мировой войны.

Гиммлер не извещал местных жителей о своих намерениях, но его далеко идущие планы, касающиеся этого исторического места, очевидны, ведь размах работ на объекте, поражающий воображение, потребовал приложения многих тысяч рук, принадлежавших узникам концлагерей, и не случайно СС расположило здесь свою спецкомендатуру.

Охотно подключившийся к теме известный отечественный криптоисторик с псевдонимом, звучащим как Ганс Ульрих фон Кранц, вновь напомнил о своём давнем, высказанном в публикациях предположении, что где-то здесь то ли должен был возникнуть, то ли уже тогда возник филиал таинственного «Аненербе», скрывающий в сердце своём самые глубокие «оккультные загадки третьего рейха».

Впрочем, замок Ксенж был Меккой европейских кладоискателей и криптоисториков уже в середине века XX. Целью изысканий было намерение найти ответ на вопрос: на какие цели ведомству Гиммлера понадобились столь значительные средства, прошедшие по одному из строительных отчётов, обнаруженных в одном из архивов рейхсканцелярии?

Сегодня замок выглядит иначе, чем в прежние времена. Часть территории даже – очень деликатно (чтоб не вспугнуть туристов!) и убедительно – оцеплена хранящими суровую неприступность и значительность в лице (от осознания выполняемой миссии) младшими чинами польской военной полиции.

Встретились репортерам в замке и сапёры. Факт немедленно породил предположение, что поезд с награбленным богатством, сгинувший 70 лет назад где-то в тёмных туннелях истории, всё-таки существует.

И – мало того – он ещё и обнаружен! Правда, выяснилось, что он заминирован. И для того, чтобы подобрать правильный код и обезвредить смертельную секретную «начинку», нужно время. А сколько на это потребуется времени, покажет время. Вот такой каламбур.

Известный памятник истории. Бумажной

Репортёр Радио Свобода, потрясённый скрупулёзностью исполнения рекламного буклета, на котором имелся подробнейший план всех ходов и туннелей, что пронизали замковую гору, разразился азартно, с вызовом прозвучавшей фразой, смыслом которой было: да разве позволит Варшава полномасштабные раскопки в сем и так уже опалённом ветром истории месте?

Раскопки подразумевали «добычу» из недр горы где-то там притаившегося поезда. Вопрос о его существовании закрылся как бы сам собой.

Схема, так восхитившая «свободовца», и впрямь была хороша. На ней отчётливо виден нижний ярус подземелья с некогда подведённой железнодорожной веткой, разобранной в 40-е годы. Была ли это магистральная линия либо «узкоколейка» для проведения технических работ? Вопрос повис в воздухе.

Вызвала недоумение и высота самого туннеля: каким должен быть «бронепоезд», чтобы сюда втиснуться? Ну, очень низким. А легкобронированные товарные вагоны, в которых перевозили ценные грузы, были ещё выше, уточнили корреспонденты немецкой «Дойче Велле», им вообще в эту нору в скалах хода быть не может.

Сколько же нового узнали за это время поляки и сколько им ещё предстоит узнать обо всех тонкостях военных спецперевозок!

Энтузиазм приезжих кладоискателей с их мифической находкой вызвал у местных исследователей – поисковиков чувства самые разнообразные: от лёгкой улыбки до оскорбления ярости! Получается, зря они столько лет ползали по подземным закоулкам?!

Как всё-таки жаль расставаться с мечтой о встрече с «поездом – призраком», уже ставшем излюбленной темой здешнего фольклора. Ведь то, что уже найдено и взвешено, ценности для романтиков поиска не представляет, другое дело предвкушение.

Так есть всё-таки «золотой поезд» нацистов или нет?

– Есть! – утверждает Магдалена Box, директор замка Ксенж. – В 1945 году в штольни вошли три эшелона и больше их никто никогда не видел!

– Не всё потеряно, – утешает коллегу Лукаш Казек, – ведь исследовано не всё! То, что известно – лишь только треть сети нацистской подземной «империи».

На сегодняшний день спор о том, существует ли «поезд – призрак», свёлся к дележу шкуры неубитого медведя.

Жюльверновский герой Зефирен Ксирдаль («В погоне за метеором»), не сумевший доказать права собственности на «приземлённый» им огромный чисто золотой метеорит, в конце романа просто взрывает его.

Где прогремит взрыв в этой истории и прогремит ли он, покажет время. А пока время терпеливо молчит.