«Золотой поезд партии» – легенда или реальность
Легендарные вагоны с орлом «третьего рейха», полные золотых слитков с тем же клеймом! Хотите их увидеть? Увидите. Когда-нибудь. Наверное.
Но что это за запах? Ничего особенного, обыкновенный запах наживы. Наживы на простаках.
А золото, оно совсем рядом. Где-то на отрезке от 61-го до 65-го километра железной дороги из Вроцлава в Валбжих. Где-то под землёй.
«Золото партии»: сюжет, основанный на маразме
Вторая Мировая 70 лет как закончилась, а сюжет этот всё гуляет по страницам и экранам: старый безымянный нацистский главарь, чуя скорую кончину, открывает молодому человеку тайну «золотого эшелона», спрятанного в недрах гор маленькой страны и заставляет вызубрить план местности и ориентиры, после чего листок сжигает. И они, ценности находятся, но в руки не даются. Конец фильма.
Примерно так, но с небольшими поправками выглядели 19 августа сего года сообщения польских СМИ: кладоискателей – два (один из Польши, другой из ФРГ), адрес клада – Польша, подземные коммуникации в местности, обозначенной на карте, внутри тоннеля – вагоны с золотыми слитками.
Старый вояка был в тех местах сам. Золота он не видел, но знает: оно там есть, уж чересчур всё было секретно даже для немцев!
Тайна копей мэра Валбжиха
И вот «золотой эшелон» счастливцами найден! С помощью некоего подземного радара (георадара). На глубине от десяти до пары сотен метров, точности нет – прибор не откалиброван. Но не это сейчас главное.
Главный сыр-бор вот о чём.
Юридическая фирма от лица будущих обладателей миллиардных состояний начинает переговоры с польскими властями и лично с мэром городка Валбжих.
Власти своё слово молвили: мало ли что может «увидеть» прибор с не откалиброванным «нутром»!
Другое дело мэр. Мысль хозяина городка быстро создаёт логическую цепь: клад – сенсация – туристы – валюта – бюджет.
Короткая взволнованная пресс-конференция с валидолом «под язык» (сердце, большое отеческое сердце главы города), желанная сенсация – и долларовый вихрь уже пошёл кружить по городку!
Нацистский локомотив сдвинул валбжихский бюджет с «мёртвой точки».
Езда без правил. И в обратном направлении
Новая пресс-конференция. Уважаемые службы: агентство Рейтер, Радио Свобода, «Дойче Велле», Би-би-си. Микрофоны и видеокамеры смотрят прямо в рот Зигмунду Новачеку, вице-мэру города, уверенно вещающему примерно следующее: нацистский поезд, долгие годы разыскиваемый местными жителями, найден! Ура!
Далее следует тщательно, по крупицам собранное польскими историками и краеведами Нижней Силезии описание «бронепоезда», которым по весне 1945 года осуществлялась эвакуация уникального заводского оборудования, золота и драгоценностей рейха.
Внимание: поезд из Бреслау вез их… в осаждённый Берлин!
Впечатляет длина «бронепоезда»: 150 метров. Словно кто-то замерил рулеткой.
Исторические факты говорят обратное: с началом маршалом Жуковым наступления на Берлин спешным порядком началась эвакуация ценностей нацистами совсем в другом, обратном направлении – в Альпы, и в Нижнюю Силезию, в том числе.
Но такие «мелочи» польские криптоисторики просто игнорируют. До того ли сейчас? Ведь местные власти уже готовы судиться с нахрапистыми кладоискателями, хотящими 10% аванса от стоимости никем ещё не взвешенного сокровища.
Юристы сосредоточенно и деловито заправляют свежими чернилами нутро своих «Паркеров». Ой, что будет!
В это же время, но в другом месте
Между делом выясняется, что «эпицентр» «сенсации» расположен совсем не в городке Валбжих, но и не столь далеко от него.
Он находится в замке Ксенж, венчающем собой вершину пологой горы. Это старинной постройки цитадель с архитектурой, значительно изменённой во время Второй Мировой войны.
Гиммлер не извещал местных жителей о своих намерениях, но его далеко идущие планы, касающиеся этого исторического места, очевидны, ведь размах работ на объекте, поражающий воображение, потребовал приложения многих тысяч рук, принадлежавших узникам концлагерей, и не случайно СС расположило здесь свою спецкомендатуру.
Охотно подключившийся к теме известный отечественный криптоисторик с псевдонимом, звучащим как Ганс Ульрих фон Кранц, вновь напомнил о своём давнем, высказанном в публикациях предположении, что где-то здесь то ли должен был возникнуть, то ли уже тогда возник филиал таинственного «Аненербе», скрывающий в сердце своём самые глубокие «оккультные загадки третьего рейха».
Впрочем, замок Ксенж был Меккой европейских кладоискателей и криптоисториков уже в середине века XX. Целью изысканий было намерение найти ответ на вопрос: на какие цели ведомству Гиммлера понадобились столь значительные средства, прошедшие по одному из строительных отчётов, обнаруженных в одном из архивов рейхсканцелярии?
Сегодня замок выглядит иначе, чем в прежние времена. Часть территории даже – очень деликатно (чтоб не вспугнуть туристов!) и убедительно – оцеплена хранящими суровую неприступность и значительность в лице (от осознания выполняемой миссии) младшими чинами польской военной полиции.
Встретились репортерам в замке и сапёры. Факт немедленно породил предположение, что поезд с награбленным богатством, сгинувший 70 лет назад где-то в тёмных туннелях истории, всё-таки существует.
И – мало того – он ещё и обнаружен! Правда, выяснилось, что он заминирован. И для того, чтобы подобрать правильный код и обезвредить смертельную секретную «начинку», нужно время. А сколько на это потребуется времени, покажет время. Вот такой каламбур.
Известный памятник истории. Бумажной
Репортёр Радио Свобода, потрясённый скрупулёзностью исполнения рекламного буклета, на котором имелся подробнейший план всех ходов и туннелей, что пронизали замковую гору, разразился азартно, с вызовом прозвучавшей фразой, смыслом которой было: да разве позволит Варшава полномасштабные раскопки в сем и так уже опалённом ветром истории месте?
Раскопки подразумевали «добычу» из недр горы где-то там притаившегося поезда. Вопрос о его существовании закрылся как бы сам собой.
Схема, так восхитившая «свободовца», и впрямь была хороша. На ней отчётливо виден нижний ярус подземелья с некогда подведённой железнодорожной веткой, разобранной в 40-е годы. Была ли это магистральная линия либо «узкоколейка» для проведения технических работ? Вопрос повис в воздухе.
Вызвала недоумение и высота самого туннеля: каким должен быть «бронепоезд», чтобы сюда втиснуться? Ну, очень низким. А легкобронированные товарные вагоны, в которых перевозили ценные грузы, были ещё выше, уточнили корреспонденты немецкой «Дойче Велле», им вообще в эту нору в скалах хода быть не может.
Сколько же нового узнали за это время поляки и сколько им ещё предстоит узнать обо всех тонкостях военных спецперевозок!
Энтузиазм приезжих кладоискателей с их мифической находкой вызвал у местных исследователей – поисковиков чувства самые разнообразные: от лёгкой улыбки до оскорбления ярости! Получается, зря они столько лет ползали по подземным закоулкам?!
Как всё-таки жаль расставаться с мечтой о встрече с «поездом – призраком», уже ставшем излюбленной темой здешнего фольклора. Ведь то, что уже найдено и взвешено, ценности для романтиков поиска не представляет, другое дело предвкушение.
Так есть всё-таки «золотой поезд» нацистов или нет?
– Есть! – утверждает Магдалена Box, директор замка Ксенж. – В 1945 году в штольни вошли три эшелона и больше их никто никогда не видел!
– Не всё потеряно, – утешает коллегу Лукаш Казек, – ведь исследовано не всё! То, что известно – лишь только треть сети нацистской подземной «империи».
На сегодняшний день спор о том, существует ли «поезд – призрак», свёлся к дележу шкуры неубитого медведя.
Жюльверновский герой Зефирен Ксирдаль («В погоне за метеором»), не сумевший доказать права собственности на «приземлённый» им огромный чисто золотой метеорит, в конце романа просто взрывает его.
Где прогремит взрыв в этой истории и прогремит ли он, покажет время. А пока время терпеливо молчит.