Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!
Главная » Статьи » Языческие обряды и мифология вотяков (удмуртов)

Языческие обряды и мифология вотяков (удмуртов)

Одним из древнейших божеств, которым поклонялись в давние времена объединения финно-угорских племен, был покровитель неба Инмар. Кроме этого верховного божества были еще и другие высшие силы – Кылдысин, Куазь, Инву. Хотя чаще всего становится не ясно, о каких божествах мы говорим – так называли одного бога неба или это самостоятельно существующие боги.

Кстати, все древние удмуртские молитвы (куриськон) имели одинаковое начало: «Остэ Инмаре, Кылдысине, Куазе…». Обращение к одному из верховных божеств Инву было необходимо, чтобы он дал крестьянам небесную влагу, такую необходимую для урожая. Главному богу неба в мифологии противостоит злое божество, олицетворяющее в более позднее время в исламе образ Шайтана (черта).

 Искать верховное божество в верованиях удмуртов может и не стоит, вряд ли он было на самом деле. К примеру, извесный ученый-этнограф Г. Верещагин предполагал, что такое божество – это воршуда, а потом сделал вывод на пользу Нолэсмурта. Д.Островский был уверен в существовании сразу трех главных удмуртских богов – Инмара, Керемети и Шайтана. Но Н.Первухин доказывал преимущества таких богов, как Инмар, Кылдысин, Куазь.  В работах П. Луппова встречается уже другое трио – Инмар, Кылдысин и Кереметь. Но уже под влиянием сначала христианской религии, а затем ислама, на первое место выдвигается бог неба Инмар, которому наделяют все черты христианского Бога.

На авторитетный взгляд Н.Первухина, высшая троица удмуртских богов в составе Инмара, Кылдысина и Куази, отображает тройное разделение мирового пространства на небесное, воздушное и земное. Есть среди современных ученых последователи такой гипотезы. Но ученый В.Чураков не поддерживает точку зрения этого ученого. Он доказывает, что имена этих богов просто являются синонимами имени одного верховного бога вотяков. Тот факт, что в удмуртов существовал такой языческий пантеон богов, доказать сложно, поскольку в удмуртских мифах нет и никогда не было четкой и единой системы взглядов.

Но не стоит забывать о том, что удмуртский народ на протяжении веков поклонялся главному прародителю и покровителю человеческого рода – воршуду.

Мифические существа удмуртов

Изучая удмуртскую мифологию, мы находим не только имена верховных богов, но и знакомимся с многими более низкими существами. К ним относятся дух воды – Вумурт, покровитель жилища домашних животных – Гидмурт, лесной дух – Нюэлсмурт, покровитель ветров – Толпери, хранитель домашнего очага – Коркамурт, дух дубового леса – Ягпери, дух, обитающий в поле – Лудмурт и другие.
 В процессе развития человеческой цивилизации и хозяйства в Удмуртии, часть имени духов «мурт», что означает «человек», изменилось на другое, более подходящее название «кузё», в переводе – «хозяин».

Обожествляли удмурты и те явления, которые приносили им несчастья и болезни, заносили в душу страх и недоверие. Одним из таких страшных существ, которые считались врагами человека, стал Палэсмурт, так называемый «получеловек». А еще в древних удмуртских сказаниях встречаются огромные по размерам существа – Алангасары и зэрпалы, которые могли навредить человеку даже своими размерами.

Бог Инмар

Мы уже знаем, что Инмар в мифах вотяков представляет верховного бога, творца Вселенной. Удмуртам было легко принять христианство, поскольку Инмар сразу же приобрел образ Бога-Отца. Это верховное божество всегда было предвестником чего-то хорошего в жизни удмуртов. Он всегда борется со злом и его проявлением в образе бога Керемета (его другие имена – Луд, Шайтан). Можно считаль родственными по духу финского бога Ильмаринену, марийского бога Йыну, а также бога народа коми – Ену.

 Удмуртский народ знает, если искренне помолиться и попросить в Инмара урожая, то он его обеспечит. А еще с такой же просьбой можно обратиться к другим божествам, какими в мифах являются Кылдысин, Куазь, Инву.

Существует поверье, что создавая Вселенную, бог Инмар приказал злому богу Керемету (Шайтану) окунуться в воды мирового океана и достать на самом дне землю, взять ее в рот и поднять наверх. Керемет был очень хитрый и решил утаить частицу добытой земли для себя. Но случилось так, что верховный бог начал расширять земные просторы. Керемет не выдержал и выплюнул украденную землю, так на земной поверхности выросли горные вершины.

Верховный бог Инмар сначала не знал, какие живые существа создать на земле, поэтому занялся созданием алангасаров (великанов), а только позже создал человека. После появления людей на земле великанов не стало. Когда в Удмуртии распространяется христианская религия, то мифические божества сливаются с образом бога.
 
Инмар, как верховное божество, очень похож на славянского бога Сварога.  Именно они и у славян, и у удмуртов олицетворяют сотворение Вселенной. Инмар имеет своих двойников в религиях разных народов. Боги, схожие своими именами и предназначением, оказывается, есть у всех северных народов.

В своем отношении к Инмару удмурты всегда придерживаются одного мнения. Во всех мифах Инмар выступает в образе доброго божества и творца всего прекрасного на земле.

Бог Кылдысин

Давайте познакомимся ближе еще с одним главным божеством в триаде удмуртских богов. Кылдысин – это бог плодородия. Он покровитель женщины-матери, урожая, всего живого на земле. Так сложилось, что продолжение рода человеческого, его выживание на земле, зависело от благосклонности именно этого божества.

Ученые доказали, что имя бога произошло от удмуртского названия создателя и творца – кылдись. Окончание «ин», скорее всего, обозначало в давние времена женщину, роженицу, продолжательницу рода. В принципе, никто не знает, на каком месте в древности находился этот бог, но уже в 20 веке ученые доказали его важную роль после верховного бога Инмара. Кылдысина так любят, что считают его посредником между человеком и верховным богом Инмаром. В мифах есть и земной двойник Кылдысина, обитающий в земных недрах. Он тоже защищает землю и женщину-продолжательницу рода.

Бог Вортуг

Очень много сведений есть в мифологии о Воршуде. Оказывается, воршуды – духи, охранявшие людей от злых сил, покровительствующие семейному счастью и приносящие радость в дом. По сути, воршуды – это такие домовички, живущие в специальной воршудской коробке. Такую коробку обязательно ставят в каждом доме, а также в святилище (куале). Удмурты так уважали своего домового, что постоянно одаривали его своими подношениями, бросая в короб и монеты, и дорогие шкурки белки, и другие ритуальные предметы. Для восхваления Воршуда при первом удобном случае в разные дни и на праздники читали молитвы.

Этот добрый дух появляется в разных образах. Чаще всего он не олицетворен, но бывают случаи, когда он приобретает образ гуся, но с серебрянным клювом, или огромного быка, у которого золотые роги. Он бывает даже человеком и не перестает удивлять другими интересными образами. Для воршуда люди придумали очень много названий. Ученые-этнографы уже нашли в удмуртских мифах и сказаниях не меньше 70 имен, которые принадлежат хранителю семейного благополучия. Они очень разные, но близкие к удмуртской мифологии.

Другие боги Удмуртов

  Не надо забывать о том, что удмурты имели и других почитаемых богов. К ихним верховным языческим божествам принадлежал покровитель атмосферных явлений Куазь, защитник всей местности, где расселялись удмурты – Мудор, божество, покровительствующее небесным водам, ниспадающим на землю в виде дождя и снега – Инву. Свои божества удмурты очень уважали, изображая в виде идолов. Археологи находят древнейшие деревянные и серебряные скульптуры.  
И на этом имена удмуртских богов не заканчиваются. Их насчитывают не меньше 40. У них, судя по мифам, существовала строгая иерархическая лестница. Конечно, на верху этой лестницы находились верховные божества во главе с главным богом Инмаром. Удмуртский народ, исповедуя языческую религию, обожествляли все явления природы, душевные переживания и необъяснимые явления. Поэтому у них, кроме богов, было очень много духов. О многих из них мы уже упоминали, среди них были добрые духи: Толпери – дух ветра, Коркамурт (Корка кузё) — домовой, Гидкуамурт (Гид кузё, гидмурт) — усадебный человек или хлевник, Мунчомурт (Мунчо кузё) – банный человек, By мумы (мать воды), Пызеп мумы, Чупчи мумы (матери рек Пызеп и Чупчи), Вожо мумы (мать летнего и зимнего солнцестояния); Музъем мумы (мать земли), Пужмер мумы (мать инея и ветра); Ин мумы (мать неба), Шунды мумы (мать солнца), Толэзь мумы (мать луны), Гудыри мумы (мать грома) Инву мумы (мать небесной воды). Очень интересно, что многие божества и духи имели женское начало. Это означало, что удмуртский народ почитал женщину – прародительницу и обожествлял ее.

А есть мифические существа, несущие зло: Кыль, Кутёсь, Мыж, насылавший болезнь и порчу порчу, Чер – злой дух эпидемий, Вукузё – водяной, Тэлькузё — леший, Ягпери — дух бора, насылающий болезни. Люди боялись их и почитали еще больше, чем добрых, чтобы они не наслали беду на род человеческий.

Удмуртские жрецы

Во времена господства языческой религии в удмуртов самым почитаемым сословием были жрецы. Это сословие как-то сумело сохраниться, не смотря на принятие народом христианской веры. Главным жрецом стал восясь, заклинателем выступал утись, резником был парчась, знахарем – туно и тёро. Кстати, именно тёро был самым необходимым и значимым человеком, присутствовавшим во время всех обрядов. Он был ближе к людям, чем любой из представителей жреческого сословия.

Но все же основными посредниками между людьми и божествами были жрецы восясь и утись. Восясь совершал молитву богам, его избирали на этот пост на целых двенадцать лет, а если он заслуживал уважения, то и на всю жизнь. Интересно, что жрецами старались выбирать людей с рыжими волосами. Считалось, что именно рыжеволосых уважают и любят боги.

Главными ритуальными предметами у жрецов был головной убор и спускающиеся на плечи березовые ветки. И неудивительно, ведь в Удмуртии береза занимала особое место в жизни людей, поэтому все в этом дереве считалось священным.  И тот, кто обращался к богу, обязательно имел в руках или на одежде березовую ветку.

И наконец, утись занимался заклинанием. У него были помощники, специализирующиеся на конкретном действии. Кто-то убивал животных для жертвоприношения, кто-то поддерживал огонь в жертвенном костре и т.д. Те слова, с которыми итись обращался к богу, были и молитвой, и просьбой, и магическим ритуальным действием, а назывались они куриськоны.

Кроме жрецов, в языческой религии были люди – Туно, занимающиеся колдовством, знахарством и шаманством.

Жрецы, кроме того, что мы о них уже знаем, делились на две группы. Одна из них поклонялась верховному богу Инмару только днем, а другая молилась его противоборствующей злой силе Луду ночью. Важно то, что эти такие разные группы жрецов не разделяются на черных и белых, между ними нет вражды и ненависти. Просто каждый из них выполняет свою миссию на земле. Люди одинаково преклонялись и уважали жрецов, понимая, что мир держится на двух основах, им правит изначально доброе и злое начало. Сами жрецы из разных сословий предпочитают не соприкасаться в разных жизненных ситуациях, у них никогда не бывает смешанных браков.

 Место, где удмуртские жрецы осуществляют жертвоприношения и поклоняются богам, называют Куала. Это такой дом из деревянных бревен, покрытый двускатной крышей. Чаще всего, его строят где-то в лесу или там, где живет жрец. Именно в этом доме прославляют богов, приносят им жертву и проводят другие ритуальные действия в конкретные дни.

В язычников есть не только куала, но и иные священные места, куда, к примеру, традиционно выбрасывают одежду усопшего, встречают весну, проводят жертвоприношение домашней птицы. Есть даже священные рощи (луд), где растут только священные деревья. Здесь, конечно, есть береза, хвойные деревья, рябина и другие.

Добавить комментарий