Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!
Главная » Статьи » Ханское (Кирменское) кладбище в Татарстане

Ханское (Кирменское) кладбище в Татарстане

Кирменское кладбище берет начало примерно с  XIVв. н.э. Оно расположено: в республике Татарстан, д. Средние Кирмени, которая находится рядом с Кирменским городищем.

К юго–востоку от деревни и недалеко от правого берега реки, на заброшенном кладбище, называемом среди населения “Ханнар зираты” (“Кладбище ханов”), находятся в оградах и без оград до 27 надгробий и их обломков. Цельных и наиболее сохранившихся – 12, из них только на 8 памятниках сохранились надписи целиком,, у остальных – частично.

Ханское кладбище

Размеры камней разные и колеблются от 40 до 60 см в длину, от 35 до 50 см в ширину и от 10 до 27 см в толщину. Камни большей частью прямоугольной формы, но есть и с полукруглой аркой, так же как наряду с орнаментами в виде розеток в верхней части и геометрического узора на бордюре, есть совершенно без каких–либо орнаментальных украшений. Врезанные на древнебулгарском языке надписи выполнены преимущественно примитивным, некаллиграфическим почерком. Датируются первой половиной XIVв.

Практически по кладбищу прошла трасса М-7 (Казань – Челны), от этого в народе  данная дорога считается несчастливой – «Дорога смерти». На этой трассе часто происходят аварии, в том числе и со смертельным исходом.

 Особенно уникальные находки – это булгарская керамика со специфическим волнообразным узором, бусинки, частички украшений, наконечники стрел.

Основные находки  XII-XIII века. Недалеко от города находится кладбище булгарской знати, его называют в народе “Ханским”. Каменные надгробья в XIV веке были по карману только богатым и знатным людям. Исходя из этого, жизнь в Кермене в те времена должна была быть самодостаточной, но скудные находки говорят об ином. Тайну эту еще предстоит разгадать.                               

Ханское поселение

Такие старинные, густые, величественные дубравы, каковыми украшена кирменская земля, вряд ли где еще можно увидеть. В эпоху Петра I  отсюда для кораблестроения  поставляли в Санкт-Петербург дуб. Везли на лошадях по лесным дорогам, которые по сегодняшний день носят это название. В здешних местах добывали бутовый камень, строительный песок, даже медь, следы добычи которой можно встретить и сейчас.

Помимо огромного количества родников, кирменские края имеют богатую фауну: здесь водятся ондатра, дикая норка, бурундук, кабан, лось, рысь. До недавнего времени водилась выхухоль. Около 15 лет назад появился бобр, прижился в благодатных местах, и сейчас там обосновались многочисленные бобровые поселения, а иногда еще и беркуты залетают.

 Сегодня утопающие в садах Средние Кирмени состоят из 170 дворов, в которых проживает около 400 жителей. Раньше селение носило имя Ханские Кирмени, поскольку основатели его – выходцы из города Кирменчук – были ханских кровей. В некотором отдалении от села расположено Ханское кладбище, сохранившее древние надгробные плиты. Правда, некоторые захоронения оказались замурованными под асфальтобетоном челнинской дороги, которую уже в наше время проложили по территории старинного кладбища.

Трудолюбивый кирменский народ испокон веков сам обеспечивал себя всем необходимым. Из древесины изготавливал сани, колеса, телеги, мочалки, также обжигал горшки, валял валенки, производил снаряжение для лошадей, шил и вязал одежду. А кирменские кузнецы славились своим мастерством на всю округу и полностью удовлетворяли потребности соседей в металлоизделиях. И в настоящее время люди из окрестных селений по такой же надобности идут в Средние Кирмени – к молодому перспективному кузнецу Асхату Хасаншину.

То, что в жилах кирменцев течет ханская кровь, не помешало им стать активными участниками как Пугачевского восстания, так и Гражданской войны. В 1918 году в Средних Кирменях располагалась одна из частей сводной дивизии Вольдемара Азина, сыгравшей огромную роль в освобождении Казани и Казанской губернии от белых.

Каждому жителю села известно и имя Фатыхи Ахмадеевой – единственной женщины не только в Татарстане, но и в России, которая проводила на войну всех восьмерых сыновей, и ни один из них не вернулся домой.

Один сын повторил подвиг Гастелло, другой – Матросова, третий – дошел до Берлина и погиб там 8 мая…

Когда Фатыха апа получила известие о гибели последнего сына, она слегла и через неделю скончалась.

В Мамадыше поставлен единственный в своем роде памятник матери – Фатыхе Ахмадеевой, чьи сыновья отдали жизни за свое Отечество.

“Музыкальный” народ

Народная артистка Татарстана и Башкортостана, заслуженная артистка России Насифа Кадырова живет в Уфе. Но от своих дедов знает, что ее предки родом из Кирменей. Недавно сельчане вместе со своим земляком – известным татарским писателем, заместителем председателя Союза писателей РТ Шагинуром Мустафиным – пригласили Насифу Кадырову в гости. И певица приняла приглашение. Во время ее пребывания в Средних Кирменях произошел любопытный случай.

 В каждой деревне есть своя доморощенная народная песня (что-то вроде гимна деревни). Перед отъездом Насифа Жаватовна попросила жителей села исполнить песню Кирменей. А потом исполнила песню деревни своих предков. Каково же было удивление всех присутствующих и самой артистки, когда выяснилось, что и слова, и мелодия народного произведения совпадают. Лишь в одном месте мотив чуть-чуть различается. То есть в течение почти двух столетий жители Кирменей из поколения в поколение бережно передавали свою народную песню. И не забывали ее, даже если судьба забрасывала их далеко от родных краев.

Земля талантов

На этой земле родились многие знатные люди. К примеру, заслуженная артистка РТ Флюра Аглямова, долгие годы проработавшая в театре оперы и балета имени Джалиля. Доктор химических и кандидат биологических наук, ректор Московского государственного университета прикладной биотехнологии Раиф Басылов. Сноха известного башкирского поэта, Героя Соцтруда Мустая Карима – руководитель радио “Азатлык” и татарского клуба в Москве Назипа Каримова…

На слова кирменской поэтессы Нафии Юсуповой написано свыше шестидесяти песен, которые исполняют многие популярные татарские певцы, в том числе Салават, Альфия Авзалова. И вообще, жители Средних Кирменей – народ музыкальный. В республике хорошо знают семейный ансамбль Салаховых, коллектив песни и танца Среднекирменского дома культуры “Тамчылар”, лауреата многих республиканских песенных конкурсов школьника Динара Гараева. А юная певица Ландыш Ибрагимова приобрела известность и за пределами Татарстана, став победителем международного конкурса молодых исполнителей. Чистый голос Ландыш покорил жюри многочисленных песенных состязаний, в том числе республиканского “Созвездия”…

Добавить комментарий