Главная » Статьи » Татарские священные рощи

Татарские священные рощи

Есть  татары, в происхождении которых имеются финно-угорские корни. У них до сих пор сохранились священные рощи (керемети) и высокопочтенные деревья. Кроме того сохранились и  языческие культы, хотя татары традиционно исповедуют ислам. Таких татар называют мишари, которые с давних времен жили на тех же землях, где и их предки.

Историческая справка

Татары (сергачские мишари) плотно заселяют территорию на юго-востоке  Нижегородской области и  составляют солидную диаспору в Нижнем Новгороде.  Кроме того они образуют маленькие, но  вполне функциональные, самостоятельные и самобытные общины как непосредственно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, так и в Таллинне, в Финляндии,  эмигрировав туда в начале XX века.

В основе татарского языка лежит западный диалект. Цокающий говор-это отличительная особенность нижегородских татар. Данная группа мишар начала организовываться в районе современной Мордовии, в IV-V вв. заселив нынешний регион проживания – юг Нижегородской области.

В начале 90-х годов нижегородские археологи Н. Иванова и Н. Грибов искали в Сарове  древнюю татарскую крепость, о которой упоминали служители местного монастыря.  Данную крепость ученые не нашли,однако обнаружили признаки мордовского города, имевшего огромную по тем временам площадь. Существовало это городище в ХII-ХIII веках. Представьте  себе, что люди ходили на Кереметь,  через глухой лес около 10-ти км. Однако доказать, что это было на самом деле невозможно, всех кто знал  правду уже нет в живых.

Татарский край

Татарский край – нескончаемый. Переходящие с одного холма на другой поля, по которым проходят тёмные от чернозёма просёлки. Это огромные сёла, крепкие, с табунами лошадей у рек. Это иррационалистический гортанный голос муллы, поднявшегося с утра на минарет и означающего наступивший час молитвы.

Слова о встрече востока с западом будут неточными, безвольно передающими то, что чувствуешь, окунаясь в этот особенный мир. И это мир близко: всего лишь 3 часа на автобусе. Приехав, вы уже целыми днями можете не услышать русской речи.

Деревья

Марийцы – люди -тайги. А  татары наоборот- люди степи. При общении с татарами становится понятно, что деревья их просто раздражают. Они готовы их терпеть и то, только потому, что на них вырастают яблоки. Могут они потерпеть и сирень, хотя бы потому, что это куст, причем красивый и напоминающий им о прародине.  По большому счету татарские деревья и сёла лишены деревьев вовсе. Люди говорили даже с некоторой  гордостью: да, росла тут берёзка, да спилили ее, чего она будет листьями шуметь и свет закрывать!

Говорят, что татары хоронят людей,  умерших до заката, в этот же день, оборачивают в белую материю, спешно несут на кладбище, где сажают в яму, лицом сторону святой Мекки. Только в последнее время на некоторых могилах стали ставить памятники. Огромные деревья на  погостах татарских были давно высаженные на захоронениях самых мудрых и почитаемых людей – патриархов.

В центра Актуковского кладбища, огороженная маленьким забором стоит огромной ширины старая ветла, ей не меньше 200 лет. Старцы рассказывали, что растёт ветла там, где умер основатель этого села. Одни его звали Абдуллой, другие  Борисом -Бабаем. Жители ходят к ветле, когда тяжело.

Под этим старым деревом оставляют ценности и молятся в сторону Мекки. Отданные тут деньги – считаются – отданы самому Аллаху.                      

Аллах в сою очередь дарит деньги тем, кто действительно нуждается. Человек в трудной ситуации приходит к ветле и берет столько, сколько необходимо. Помолится в сторону Мекки думает, что деньги получил от Аллаха. Всем известно, что без особой необходимости брать деньги не стоит, иначе непременно настигнет кара. Так что всем известно, что данные деньги получает действительно тот, кому они необходимы.  У татар не заведено подавать милостыню нищим и «попрошайкам».

Камень Траташ

Чудеса в татарском крае найти не сложно.  Тут, в степных  местах, все как на ладони. Только не сразу поймешь, что на горизонте.

Священный камень Траташ, что в переводе означает камень, который есть.

О камне много рассказывали в местных селах. Как гласит легенда – это не совсем камень. Ребенок это был когда-то, он не почитал и обижал свою мать, которая его и прокляла, после этого облачился он в камень – так и застыл.

Камень Траташ действительно сильно похож на лежачего человека. Хотя на самом деле – это большой кусок известняка со своими неровностями.

 … Тайну камня ни как не узнать. Однажды один человек хотел разузнать тайну камня, пришел к нему и стал копать, чтобы узнать на какую глубину он уходит в землю, да только не смог разгадать – захворал, да так, что ходить теперь не может. Это тайна Аллаха

Страшное Дерево

Недалеко от дороги из Сергача в Гагино, располагается так называемое “Страшное Дерево”. Местные называют его Кургонсат. Дерево старое и огромное. Под ним полно старых высохших веток, а возле дерева огромное количество земляники. По кроне видно, что это вяз, однако местные думают -это дуб, вероятнее всего потому, что к Страшному дереву из местных ни кто, никогда даже и близко не подходил.

В деревне Кочко-Пожарки, в 30-е годы XX в. воры  украли ночью из мечети ковры. За ними началось преследование.  Воры, знавшие места и обычаи повернув, остановились у Страшного Дерева, а украденные ковры  повесили на  ветки.

Преследователи от испуга остановились и  погоню прекратили, а ковры так и остались висеть на дереве, пока не истлели от ветра и дождя.

Кэрэмэт

Кэрэмэт – это точно выведенный в желоб и нацеленный дальше в стальной чан источник, практически мгновенно заполняющий большое ведро. Говорят, что лучше воды в окрестностях просто нет. Сюда приезжают отовсюду, а воду берут только для чая и больных.

Предки нижегородских татар, выходцы из безводных степей.  И до сих свой степной опыт жизни они передают детям, а затем  и внукам, такой опыт это достояние народа.

Предки всегда уделяли огромное значение воде, ее берегли как младенца, без надобности в колодцы не лазили -давали воде  отдыхать.  Говорили: вода – это жизнь. И этому учили столетиями.

Добавить комментарий