Главная » Статьи » Старинные кладбища Казани

Старинные кладбища Казани

старинное мусульманское кладбище

старинное мусульманское кладбище

В наше время такие места, как кладбище на границах уже бывшего Советского Союза претерпевают кризис. Они не являются частью культуры поселений и городов, их исторической достопримечательностью.  Но неужели ни один погост нами любимой Казани не заслуживает звания исторического достояния?

Кладбище “Архиерейская дача”

Одним их самых древних захоронений  Казани можно отметить  погост XIII — XIV вв. Булгарской знати, который располагается у подножия Воскресенского монастыря. Он же  – «архиерейская дача», а в настоящее время – Научно Исследовательский Институт Сельского Хозяйства.
На этом кладбище были погребены такие личности, как Алтын-Берте (умерла  в 1927 г.),  молодой вождь Мир-Махмуда, эмир и бек и др. Сегодня эти древнейшие надгробия заняли свое место в Государственном музее города Татарстана.
К XIV — XVI вв. можно отнести армянское кладбище – старейшее христианское кладбище, которое располагалось у подножия Третьей горы (сейчас ул. Калинина),  недалеко от поселения армянских торговцев, купцов и ремесленников. Оно было обнаружено в XIX в., представляя собой всего четыре надгробия из камня с надписями, нанесенными шрифтом в армянском стиле. Сейчас сохранилось только одно надгробие.
Погосты русских, иранских и среднеазиатских поселений Казани либо просто не были найдены, либо вовсе не сохранились до наших лет. Практически камня на камне не осталось от той ханской столицы, прекрасной древней  Казани.

Древнее кладбище в центре Казани

Известно, что на казанской земле было несколько Мусульманских погостов, но вскоре об их местонахождении забыли. В 1778 г., перекапывая Гостиный двор, строители случайно наткнулись на одно из таких кладбищ на  пересечении современных улиц, переименованных ныне в улицы Кремлевскую  и Чернышевского. Тогда была найдена надгробная надпись, датированная  1530 годом, декорированная красивым древним узором. В наши дни  она является собственностью мечети Марджани. А  в начале 60-х годов ХХ века  при  закладке фундамента многоэтажного дома рабочие  обнаружили несколько  мусульманских  захоронений  XV – XVI вв.

Кладбища при храмах и монастырях

В  середине XVI в. под Казанью было возведено несколько храмов, таких как Спасо-Преображенский монастырь, Богородицкий и  Зилантовский,  с прилегающими к ним погостами.
На территории Спасо-Преображенского  храма  хранились останки Варсонофия,  святого  русской православной церкви. А на его кладбище нашли последнее пристанище такие известные люди как князь Багратион-Давыдов,  митрополит Ефрем и другие. В 30-х гг.  двадцатого века  все эти монастыри были разрушены.
Из Зилантовского монастыря сохранилось  только деревянное надгробие XVIII в. в  форме креста.  Сейчас оно  хранится  в Государственном объединенном  музее.
В XVII в. был основан Казический монастырь. Кладбище этого монастыря было переполнено историческими захоронениями, а отличительным признаком его служило множество искусно-резных памятников, с трогательными стихотворными строками. Дед Льва Николаевича Толстого, поэт-романтик Г. Каменев  и многие другие известные люди были погребены именно здесь. Это кладбище  очень напоминало Московское кладбище при Донском монастыре, но 60-х годах  и оно было полностью разрушено.

Прилуцкое кладбище

Последние из оставшихся  старинных памятников  были уничтожены при строительстве  дворца Культуры. В XVIII – XX вв. на месте казанского Стекольного завода  находилось Прилуцкое кладбище, от которого  тоже уже  не осталось и следа. Теперь на его месте выращивают овощные культуры.

А ведь ранее разрушение и застройка погостов были запрещены.  К сожалению, современное поколение крайне неувашительно и равнодушно  относится к нашему культурно-историческому наследию. Например, Арское кладбище – самый древний казанский  погост, также  сейчас  оказалось  в полуразрушенном состоянии. Печально, что наши потомки будут лишены возможности любоваться и изучать прекрасные исторические памятники, не смогут прикоснуться к камням, в которых хранилась частица души и культуры  наши предков.

Добавить комментарий