Главная » Статьи » Сказочные существа в татарской мифологии

Сказочные существа в татарской мифологии

Татарская мифология берет свое начало из мусульманской культуры. От мусульманской мифологии осталось лишь часть и многие из них  большинству  тюркоязычных народов не известны: бичура, шурале, убыр, духи – хозяева жилища (ой иясе, обзар иясе, йорт иясе), дух – хозяин воды су иясе, страшная змея юха, привидение оряк, олицетворения болезней улят, чячяканасы и др.

  Татарских существ из басен и мифов, лучше всего разбить на 2 вида:

  • существа, живущие в воде, к которым относятся такие как: су-бабасы, су-ияси, су-анасы, юха;
  • существа, живущие на суше-это: убыр, албасты, уряк, бичура, уй-ияси” абэар-ияси, чячяк-анасы, чячяк-ияси, шюряли, джин и диу-пэри.

Сказочные персонажи, живущие в воде

  1. Су-бабасы. Под Су-бабасами татары понимают живущего в воде (в основном в озерах) повелителя воды, так называемого водяного деда. Однако нигде не упоминается, чтобы он выходил из воды и обращался к человеку лично. Для контакта с людьми, есть родственный ему персонаж, типа слуги или докладчика-исполнителя его повелений.
  2. Су-ияси, что в переводе означает – “водяной хозяин”. В одной из татарских сказок, су-ияси является татарину в образе шустрого мальчика, посредника между татарином и своим владыкой, то есть водяным дедом.
  3. Су-анасы, этот персонаж женского пола, и по-русски означает “водяную мать”. Так как у татар нет больше имен водяным мифическим существам, исключая юхи, однако юха не имеет отношения по своему происхождению к выше описанным существам.
  4. Змеи. Во всех известных народных сказаний змеи встречаются часто, и у татар они не являются исключением. У татар все змеи бывают черного цвета, исключая так называемого князька их (джилан-падшасы), который отличает кожа белого цвета. Черные змеи все злобны по отношению к татарину, а белый змей благоволит татарину, и более того, может предвидеть и предсказывать будущее во благо татарина.

Сказочные персонажи, живущие на суше

  1. Убыр. У русских – это упырь, у чувашей вобур. У татар, это существо, которое, действует всегда в образе человека, который так и называется убырлыкши (“вампир-человек”). Убырами в сказках встречаются и старухи (убыр-карчык). Узнать убыра-человека татарину не составит труда, так как у него под мышкою есть отверстие, через которого убыр входит в человека. Убыр, как у русских “домовой”, может душить татарина, а также являться ему наяву. Упоминается и о убыр-старухах.

Убыр-старухи в сказаниях, как правило, живут в лесу, в татарских селений, Попасть туда татарин может, только заблудившись. Живут Убыр-старухи в избах, но не на куриных ногах, как в русских сказках.

А если гость убыр-старухи – женщина, то убыр-старуха обязательно готовит ей испытания и проверяет ее на жадность. (Недаром татары хитрого человека всегда называют убыром!). 

Однако убыр-старуха не только вредит. Если заблудившийся человек, обращается к старухе-убыр, то она дает ему волшебный клубок, за которым следует идти и клубок обязательно доведет путника куда ему нужно.

  1. Албасты (от эль-“рука” и басмак – “давить”: существо, давящее кого-либо рукою; или от алт – “перед” и басмак – “давить”, то есть существо, давящее перед, то есть грудь). Этот персонаж, схож с русским домовым и татарским убыром. Албаст наваливается во время сна на татарина и давит ему на грудь, при этом пьет из сердца кровь.  
  2. Уряк (от урмяк, “дуть”). Уряком называют персонаж, который является татарину где-либо, но, как правило, над умершим насильственною смертью. Татарин его видит в виде копны сена или человека, шатающегося и идущей вперед. В сказаниях упоминается так же, что уряк может превратиться в облако. Если человек не увидел на пути мертвое тело, то ужасающий клик уряка обязательно обратил бы его внимание на тело. Если человек хочет увидеть уряка вблизи, то уряк делается невидимым.
  3. Бичура у татар то же, что и у русских – кикимора. Она особо не вредит татарину, однако громко и на разные голоса тревожит в ночное время: кричит, шумит, смеется, шутит, перетаскивает с места, на место спящего, прячет в вещи. У татар есть поговорка: “Куда делась эта вещь? Не бичура ли украла?” 

Бичура обычно в образе женщины небольшого роста и в головном уборе. Бичура может поселиться в доме под полом или же в банях.

  1. Уй-ияси (домохозяин, домовой). От бичуры он отличается тем, что в доме не хулиганит, а занимается полезными делами: в одном доме чеканит пенязи, в другом прядет, в третьем пишет и перелистывает книги. Но татарин не использует его труд. Действия уй-ияси несет предсказательное значение: «где уй-ияси чеканит пенязи, то это означает обогащение в торговле»  
  2. Абзар-ияси (хозяин хлевов). Это придуманный властелин домашнего скота, живущий в конюшнях и хлевах. Скот, который полюбит Абзар-ияси, всегда жирным, красивым и здоровым, а которого невзлюбит, скот тогда сильно потеет и быстро худеет.
  3. Чячяк-анасы и чячяк-ияси (“оспенная мать” и “оспенный хозяин”). По преданию татар, когда ребенок болеет оспой, то в больших ранах и присутствуют сейчас сказанные существа.
  4. Шюряли (Шурале) . Персонаж из басен, аналогичный русскому лешему. Шюряли обитают в чащах и их можно увидеть в человеческом образе. Все они имеют очень большие груди, из которых одну закидывают на правое плечо, а другую – на левое. Если встретить его в лесу, то они зазывают играть в щекотанье, но если татарин согласится, то защекочут его до смерти. По поверию шюряли можно перехитрить. Если татарин предложит шюряли играть в щель, и тот, по глупости своей, согласится, то шюряди погибает. Игра выглядит таким образом: Татарин разрубает часть толстого дерева и делает в нем щель, забивает в щель клин, а когда шюряли засунет в щель свой палец, татарин выдерает клин и защемляет шюрялия. Следовательно, шюряли очень глупы. В целом это злой дух, готовый защекотать до смерти человека, загнать лошадь, сбить с дороги путников.

Иные фольклорные персонажи татар

Данные существа из басен не вполне относятся к татарам. Они принадлежат персам и через мусульманство дошли и до татар. 

  1. Джин (чёрт)  существо бесполое, однако может сожительствовать с татарином или татаркой как муж или жена. Джин может явиться татарину в образе домашнего животного или змеи. Татарин увидевший джина, будет болеть нервной болезнью. Но увидеть джина сложно. Сами джины бояться татарина и бегут от него. По поверию множество джинов бродят по дорогам в виде слепых, хромых, убогих и при этом они не видимые. Если татарин заденет джина, даже нечаянно, то джин в него поселится, и татарин будет страдать и сам джин заболеет. Джин может ночами приходить к татаркам, когда те спят. Джин ложится к ним и ведет себя так, как можно только супругу. Однако по поверью татар, татарка, вступившая в невольное и бессознательное отношение к джину, рожать детей не может.
  2. Диу-пэри. Это некие дивы, которые являются татарину в разных местах и в различных образах, при этом могут выйти за татарина замуж. Обитают в собственных городах, имеют царства под землей и морем, и невидимы – на земле. Дивам татары приписывают силу воскрешать мертвых.
  3. Тулпа́р (башк. толпар, каз. тұлпар, кирг. и тат. тулпар) — крылатый (или летящий) конь в башкирской, казахской, татарской мифологии. Соответствует Пегасу в древнегреческой мифологии.В данный момент название этого персонажа часто можно встретить в названиях организаций и фирм, а его изображение на эмблемах. По преданию башкир, ни один человек, в том числе и хозяин, не должен был видеть крылья тулпара, иначе смерть… 
  4. Пе́ри, пари́, пайри́ка (слово пришло из Персии‎) — фантастические персонажи в виде прекрасных девиц в персидской мифологии. Упоминания о них сохранились у многих народов: киргизов, тюроязычных народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, Закавказья, Поволжья и Южного. Само слово переводится как — «ведьма».  Пери могут вступать в брак с полюбившимися им людьми и рожать от них детей.

Мифология наших предков очень богатая и разнообразная. Она всегда привлекает исследователей, но в целом это еще малоизученная область, требующая внимания специалистов.

 

Добавить комментарий