Сказочные существа в татарской мифологии
Татарская мифология берет свое начало из мусульманской культуры. От мусульманской мифологии осталось лишь часть и многие из них большинству тюркоязычных народов не известны: бичура, шурале, убыр, духи – хозяева жилища (ой иясе, обзар иясе, йорт иясе), дух – хозяин воды су иясе, страшная змея юха, привидение оряк, олицетворения болезней улят, чячяканасы и др.
Татарских существ из басен и мифов, лучше всего разбить на 2 вида:
- существа, живущие в воде, к которым относятся такие как: су-бабасы, су-ияси, су-анасы, юха;
- существа, живущие на суше-это: убыр, албасты, уряк, бичура, уй-ияси” абэар-ияси, чячяк-анасы, чячяк-ияси, шюряли, джин и диу-пэри.
Сказочные персонажи, живущие в воде
- Су-бабасы. Под Су-бабасами татары понимают живущего в воде (в основном в озерах) повелителя воды, так называемого водяного деда. Однако нигде не упоминается, чтобы он выходил из воды и обращался к человеку лично. Для контакта с людьми, есть родственный ему персонаж, типа слуги или докладчика-исполнителя его повелений.
- Су-ияси, что в переводе означает – “водяной хозяин”. В одной из татарских сказок, су-ияси является татарину в образе шустрого мальчика, посредника между татарином и своим владыкой, то есть водяным дедом.
- Су-анасы, этот персонаж женского пола, и по-русски означает “водяную мать”. Так как у татар нет больше имен водяным мифическим существам, исключая юхи, однако юха не имеет отношения по своему происхождению к выше описанным существам.
- Змеи. Во всех известных народных сказаний змеи встречаются часто, и у татар они не являются исключением. У татар все змеи бывают черного цвета, исключая так называемого князька их (джилан-падшасы), который отличает кожа белого цвета. Черные змеи все злобны по отношению к татарину, а белый змей благоволит татарину, и более того, может предвидеть и предсказывать будущее во благо татарина.
Сказочные персонажи, живущие на суше
- Убыр. У русских – это упырь, у чувашей вобур. У татар, это существо, которое, действует всегда в образе человека, который так и называется убырлыкши (“вампир-человек”). Убырами в сказках встречаются и старухи (убыр-карчык). Узнать убыра-человека татарину не составит труда, так как у него под мышкою есть отверстие, через которого убыр входит в человека. Убыр, как у русских “домовой”, может душить татарина, а также являться ему наяву. Упоминается и о убыр-старухах.
Убыр-старухи в сказаниях, как правило, живут в лесу, в татарских селений, Попасть туда татарин может, только заблудившись. Живут Убыр-старухи в избах, но не на куриных ногах, как в русских сказках.
А если гость убыр-старухи – женщина, то убыр-старуха обязательно готовит ей испытания и проверяет ее на жадность. (Недаром татары хитрого человека всегда называют убыром!).
Однако убыр-старуха не только вредит. Если заблудившийся человек, обращается к старухе-убыр, то она дает ему волшебный клубок, за которым следует идти и клубок обязательно доведет путника куда ему нужно.
- Албасты (от эль-“рука” и басмак – “давить”: существо, давящее кого-либо рукою; или от алт – “перед” и басмак – “давить”, то есть существо, давящее перед, то есть грудь). Этот персонаж, схож с русским домовым и татарским убыром. Албаст наваливается во время сна на татарина и давит ему на грудь, при этом пьет из сердца кровь.
- Уряк (от урмяк, “дуть”). Уряком называют персонаж, который является татарину где-либо, но, как правило, над умершим насильственною смертью. Татарин его видит в виде копны сена или человека, шатающегося и идущей вперед. В сказаниях упоминается так же, что уряк может превратиться в облако. Если человек не увидел на пути мертвое тело, то ужасающий клик уряка обязательно обратил бы его внимание на тело. Если человек хочет увидеть уряка вблизи, то уряк делается невидимым.
- Бичура у татар то же, что и у русских – кикимора. Она особо не вредит татарину, однако громко и на разные голоса тревожит в ночное время: кричит, шумит, смеется, шутит, перетаскивает с места, на место спящего, прячет в вещи. У татар есть поговорка: “Куда делась эта вещь? Не бичура ли украла?”
Бичура обычно в образе женщины небольшого роста и в головном уборе. Бичура может поселиться в доме под полом или же в банях.
- Уй-ияси (домохозяин, домовой). От бичуры он отличается тем, что в доме не хулиганит, а занимается полезными делами: в одном доме чеканит пенязи, в другом прядет, в третьем пишет и перелистывает книги. Но татарин не использует его труд. Действия уй-ияси несет предсказательное значение: «где уй-ияси чеканит пенязи, то это означает обогащение в торговле»
- Абзар-ияси (хозяин хлевов). Это придуманный властелин домашнего скота, живущий в конюшнях и хлевах. Скот, который полюбит Абзар-ияси, всегда жирным, красивым и здоровым, а которого невзлюбит, скот тогда сильно потеет и быстро худеет.
- Чячяк-анасы и чячяк-ияси (“оспенная мать” и “оспенный хозяин”). По преданию татар, когда ребенок болеет оспой, то в больших ранах и присутствуют сейчас сказанные существа.
- Шюряли (Шурале) . Персонаж из басен, аналогичный русскому лешему. Шюряли обитают в чащах и их можно увидеть в человеческом образе. Все они имеют очень большие груди, из которых одну закидывают на правое плечо, а другую – на левое. Если встретить его в лесу, то они зазывают играть в щекотанье, но если татарин согласится, то защекочут его до смерти. По поверию шюряли можно перехитрить. Если татарин предложит шюряли играть в щель, и тот, по глупости своей, согласится, то шюряди погибает. Игра выглядит таким образом: Татарин разрубает часть толстого дерева и делает в нем щель, забивает в щель клин, а когда шюряли засунет в щель свой палец, татарин выдерает клин и защемляет шюрялия. Следовательно, шюряли очень глупы. В целом это злой дух, готовый защекотать до смерти человека, загнать лошадь, сбить с дороги путников.
Иные фольклорные персонажи татар
Данные существа из басен не вполне относятся к татарам. Они принадлежат персам и через мусульманство дошли и до татар.
- Джин (чёрт) существо бесполое, однако может сожительствовать с татарином или татаркой как муж или жена. Джин может явиться татарину в образе домашнего животного или змеи. Татарин увидевший джина, будет болеть нервной болезнью. Но увидеть джина сложно. Сами джины бояться татарина и бегут от него. По поверию множество джинов бродят по дорогам в виде слепых, хромых, убогих и при этом они не видимые. Если татарин заденет джина, даже нечаянно, то джин в него поселится, и татарин будет страдать и сам джин заболеет. Джин может ночами приходить к татаркам, когда те спят. Джин ложится к ним и ведет себя так, как можно только супругу. Однако по поверью татар, татарка, вступившая в невольное и бессознательное отношение к джину, рожать детей не может.
- Диу-пэри. Это некие дивы, которые являются татарину в разных местах и в различных образах, при этом могут выйти за татарина замуж. Обитают в собственных городах, имеют царства под землей и морем, и невидимы – на земле. Дивам татары приписывают силу воскрешать мертвых.
- Тулпа́р (башк. толпар, каз. тұлпар, кирг. и тат. тулпар) — крылатый (или летящий) конь в башкирской, казахской, татарской мифологии. Соответствует Пегасу в древнегреческой мифологии.В данный момент название этого персонажа часто можно встретить в названиях организаций и фирм, а его изображение на эмблемах. По преданию башкир, ни один человек, в том числе и хозяин, не должен был видеть крылья тулпара, иначе смерть…
- Пе́ри, пари́, пайри́ка (слово пришло из Персии) — фантастические персонажи в виде прекрасных девиц в персидской мифологии. Упоминания о них сохранились у многих народов: киргизов, тюроязычных народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, Закавказья, Поволжья и Южного. Само слово переводится как — «ведьма». Пери могут вступать в брак с полюбившимися им людьми и рожать от них детей.
Мифология наших предков очень богатая и разнообразная. Она всегда привлекает исследователей, но в целом это еще малоизученная область, требующая внимания специалистов.