История и тайны Московского Введенского кладбища
Многие слышали о самом необычном некрополе Москвы, расположенном за Яузой, в том месте, где ранее была Немецкая слобода – о Введенском кладбище. Запустение погоста здесь необычное, все наполнено романтикой и своей особой жизнью. Выглядит пространство живо, благодаря аллеям с чередующимися между собой надгробными плитами и гипсовыми вазонами, мраморными распятиями и необычными часовнями. Все это замерло в сопровождении скорбящих статуй женских фигур и ангелов, застывших с опущенными крыльями. Гуляя по Введенскому кладбищу можно ощутить особую прелесть, разбирая готические надписи надгробий и скользя сквозь тесные ограды. Открывающийся вид наталкивает на скорбь, уныние вперемешку с желанием узнать истории людей, уже ушедших из этого мира.
Название кладбищу было присвоено от Введенской горы, хотя местные называли его чаще Иноверческое или Немецкое. Огромная площадь в 20 гектаров была выделена на российской земле для тех, кто не был при жизни православным. Начиная с периода правления Петра I, сюда привозили хоронить приверженцев католичества, англиканцев и лютеран. Эта земля приютила в себе враждующих солдат и представителей всех конфессий. Если двигаться по центральной аллее от южных ворот, то можно увидеть друг напротив друга два противоборствующих, когда то, народов. Воплощенные в обелиске русские воины, погибшие на битве Бородинского поля и расположенные, напротив, в братской могиле солдаты армии Наполеона.
Век 19 ознаменован был стремительным наводнением столицы предприимчивыми европейцами. Введенское кладбище приютило многих зарубежных банкиров, купцов и крупных промышленников. В период Первой мировой иностранцы спешно покидали Россию. Могилы их родных приходили в негодное состояние, имена стирались. После наступления советской власти на кладбище проводили захоронения российских военных, священников и ученых. По окончании Великой отечественной Войны сюда стали попадать и люди творческих профессий. Здесь можно увидеть могилы Рины Зеленой, Михаила Козакова, Люсьена Овчинникова. Захоронения балерины Ольги Лепешинской, пианиста Давида Лернера, спортивного комментатора Николая Озерова, оперной певицы Марии Максаковой так же находятся здесь. Такие личности как композитор Эдуард Колмановский, архитекторы братья Мельниковы и историк Сигурд Шмидт также были похоронены на этой территории. Главная аллея упокоила актера Геннадия Бортникова, а если прогуляться до южной стены, то можно повстречать могилу народной артистки Татьяны Пельтцер.
История одного рокового свидания
Тишина Введенского кладбища условная, там всегда поют соловьи и шелестят деревья листвой летом, осенью под ногами шуршит листва, а зимой скрежет о землю лопата дворника. Находясь под впечатлением можно подумать, будто голоса из прошлого говорят наперебой. И это трудно исключить, ведь Введенское кладбище известно своими тайными преданиями. Когда-то давным-давно у Петра I был соратник по имени Гордон, озорной шотландец, любящий веселье и праздную жизнь. После его захоронения, спустя много лет из кладбищенской книги были утеряны страницы, на которых стояло указание места надгробия этого славного шотландца. И вот с тех самых пор ходит легенда, что неприкаянная душа служивого недовольно бродит в поисках своей могилы, выкрикивая гаэльские слова и стуча каблуками.
Еще одна, живущая по сей день, легенда связана с подземным городом, якобы расположенным под кладбищенским холмом. Есть целая теория о том, что войти в «Введенку» (именно так зовется мир подземелья) можно сквозь старинный склеп, расположение которого так никто и не определил за долгие годы. Тут же есть могила с крестом из белого мрамора принадлежащая одному священнику, который при жизни обладал красивым тембром голоса. Его драматический баритон помутил рассудок служителю церкви, и он ушел в оперу, чтобы петь на сцене. Несмотря на невероятный успех, по словам современников, у несчастного вскоре исчез голос, а ноги потеряли чувствительность. Священник не мог простить себя за предательство перед Богом и долго молил его о прощении и, получив его, тут же ушел в мир иной.
Одно из самых грустных преданий связано с прекрасной супружеской парой Пло, мужем Леоном и женой Софией. Леон был успешным поставщиком в стране железа и чугуна, а София вела торговлю перчатками в собственном магазине на Кузнецком мосту. Говорят, красоты она была невероятной. И в один момент Леону почудилось, будто жена его неверна больше. Расстроенный супруг заказал изваяние в виде полуобнаженной девушки, которая украдкой идет на свидание. После того, как резчик выполнил заказ, Леон убил Софию и себя. Скульптура же стала надгробием для несчастной пары. Сама статуя выглядит очень привлекательно, красивая женщина в неглиже в руках держит розу из камня. Однако сегодня цветок уже не увидеть, так как вандалы разрушили часть изваяния, но добрые посетители вкладывают в руки жительнице Введенского кладбища живые цветы.
Сакральное место – «Вампирка»
Максимилиан Эрлангер, известный в свое время инженер, первым познакомил Россию с паровыми мельницами. Он построил комбинат в Сокольниках, который действует по сей день, выпуская хлеб на основе ржаной и пшеничной муки. «Мучной король» получил усыпальницу от архитектора Федора Шехтеля с фреской от Петрова-Водкина. Изображение Христа сеющего зерно на плодородной почве создано напоминать людям о необходимости сеять добрые дела. Чудотворная икона, по словам верующих, способна исполнять желания, написанные на стенах освещенного склепа. Люди просят Иисуса о работе, деньгах, исцелении от пагубных привычек или возвращении любимых, о чем исписаны все стены карандашами и фломастерами.
Полуразрушенный античный портик на самом деле являющийся мавзолеем мануфактурщика Людвига Кноппа, которого еще называют «отцом русского ситца» назвали «Вампиркой». Связано это с историей о том, что когда-то нежданный гость Введенского кладбища наткнулся на этом месте на руку, торчащую из земли. Еще до 1940-х перед мавзолеем стояла статуя Христа, которую создал итальянец Рафаэлло Романелли. Паломничества к изваянию были постоянными, гости поливали руку Иисуса, ту, что указывала вниз и считали стекающие к земле струи воды целебными.
В современном мире «Вампирка» обрела новых поклонников готической субкультуры. Молодежь в ботинках черного цвета с высоким голенищем на шнуровке и черными глазами приходила сюда за кладбищенской энергетикой. Они говорят в основном об эстетике смерти, о том, как манит их тайна загробной жизни и питаются силой темного мира. На территории «Вампирки» часто можно увидеть непонятные анаграммы, голубиные перья т другую атрибутику, оставшуюся после «балов Сатаны» и «черных месс». Готов стало значительно меньше после усиления охраны и установки камер видеонаблюдения. Однако редкие гости в черном все ровно заходят, особенно ближе к Хэлоуину или Дню всех святых. А вот каждый год 2 ноября на Введенском кладбище торжественно отмечается День всех усопших римскими католиками во главе с кардиналом. Сопровождается действо мессой и крестным ходом.
Вход в царство мертвых
Могилу пары Александры Рожновой и Герга Лиона украшает колоннада. Мозаичное панно на ней знакомит каждого гостя с картиной «Остров мертвых» именитого художника Арнольда Белкина. Копия известного полотна на полукруглом изваянии передает сюжет о том, как на лодке по тёмной реке причаливает к кладбищенским воротам гребец и женщина в белом. История эта о том, как лодочник Хорон доставляет душу по водам реки Стикс в царство мертвых.
Памятник могилы Христиана Мейена известного железнодорожника выполнен из рельсовых полос, которые крепятся к колесам локомотива. Дополнительные элементы из сцепных приборов и буферов придают особый тематический колорит этому изваянию. Могила Аполлинария Васнецова тоже привлекает внимание необычным надгробием, которое является ласточкиным хвостом, по форме напоминающим зубцы у стен Кремля. Единственным выступившим против сноса Храма Христа Спасителя из художников был именно Васнецов. В его работах можно увидеть московский Кремль периода от Ивана Калиты до правления Дмитрия Донского. От ласточкиного хвоста отвлекает взор Птица Сирин, распахнувшая крылья на могиле Михаила Пришвина. Она исполняет трели в лад с животными и деревьями, сказания о которых можно прочесть в трудах «певца русской природы».
Сложным и необычным в своем оформлении живет надгробие Филиппа де Пре – торговца и винодела своей эпохи. На плите замысловатое сообщение, состоящее из кладбищенской символики на мраморной поверхности, которое является древнеримским храмовым порталом. Ветви папоротника по обеим сторонам олицетворяют бесконечность, а гексограммы напоминают про 6 дней, в которые был сотворен мир. Одна из шестиконечных звезд украшена розовым венком, которые является символом победы над смертью, а так же напоминанием о том, как быстротечна и бренна жизнь. Поговаривают, что в полнолуние можно увидеть, как на плите возникает латинский крест, образованный между лучами звезд и открывается дверь для путешествия в загробный мир, который приведет душу наружу в час ее воскресения.
Цепи с кандалами
Всем нам известную фабрику «Красный Октябрь» создал Фердинанд Теодор фон Эйнем. Располагалась она на Берсеньевской набережной, известной сейчас насыщенной клубной жизнью, активностью театров и галерей. Московский немец на своем предприятии ввел правила на восьмичасовой рабочий день, оплачивал пенсию выдающимся сотрудникам и создал кассу взаимопомощи трудящихся. Честный промышленник и заботливый работодатель обеспечил своих сотрудников жильем, построив общежитие. На могилу к нему идут те, кто желает вести честный и открытый бизнес.
Еще одним уникальным захоронением считается могила Люсьена Оливье, которую обнаружили только в 2008 году во время переучета документов. Французский повар держал в Москве свой ресторан с красивым названием «Эрмитаж». Прожил изобретатель знаменитого салата всего 45 лет, но за эти годы он так и не раскрыл секрет истинного рецепта своего блюда. Частыми гостями могилы знаменитого гастронома становятся студенты кулинарных учебных заведений, которые спешат заручиться поддержкой господина Оливье.
Самым почитаемым захоронением Введенского кладбища считается Могила Федора Гааза. Это тот самый знаменитый врач, произнесший вечную фразу «Спешите делать добро!».
Уважение и почитание Гааза пришло не только от того, что это был добрый и бескорыстный человек. Он был известен тем, что отдавал свою одежду нуждающимся и не брал денег с нищих за лечение. Его достижениями были открытые лазареты для осужденных, он добился отделения осужденных и подозреваемых и стал тем, кто отменил стрижку на лысо судимых женщин. Изобретением Гааза стали кандалы с мягкой кожей внутри и имеющие меньший вес. После смерти Гааза его похороны проводились за счет средств полиции, а проводить доктора в последний путь пришли тысячи людей. Надгробие врача – это Голгофа с крестом, вокруг которой раскинулись цепи с произведением самого «святого доктора» – мягкими кандалами. По сей день на могилу Гаазу несут цветы, освободившиеся после заключения и несправедливо пострадавшие люди.