Главная » Статьи » Белый камень Акташ близ деревни Казаклар

Белый камень Акташ близ деревни Казаклар

Слово «Акташ» в переводе с татарского языка значит «белый камень». Действительно, этот внушительных размеров известковый камень имеет грязно-белый цвет. Его отличие от аналогичных известняков, которых большое множество в округе – это огромное количество углублений на камне в виде кратеров.

По местному поверию, на возвышенности, где стоит Акташ находится древнее захоронение предков. Какие – либо вещи, предметы подбирать и уносить с собой — в том числе ягоды и грибы – строго запрещено. 

Камень Акташ – интересное  явление, узнали о котором случайно, когда готовили материал про речку Ашит, проходящую по Татарстану и Марий Эл.

Раньше данные территории заселяли древнепермские племена азелинской культуры, а позже заселяли удмурты и марийцы. 

Сейчас в этих местах масса финно-угорских топонимов, кроме того название речки Ашит в переводе с марийского, означает как белая (белоснежная) вода. Речка Ашит протекает через известняковые породы, поэтому и вода в ней, местами окрашивается в беловато-мутный цвет.

От своеобразного окраса реки и произошло наименование камня Акташ, то есть белый камень в переводе с татарского. Между марийским названием речки Ашит и татарским наименованием камня некая аналогия.

Остатки древнего захоронения (мавзолея) у деревни Нижний Береске

На сельском погосте полно старых надгробных камней, с надписями  по-арабски. Ранее их больше было, но теперь камни разворованы, а древняя часть погоста заросла дикой растительностью и осталась брошенной. Надгробия применяли в строительстве. Откуда у людей такое непочтительное, вандальное отношение к останкам своих прародителей? 

Даже в военное время кладбищенские святыни никто не разрушал, но сейчас они варварски расхищены. Остается лишь тяжело и печально вздыхать: “Ни чего святого!”

Только одна единственная плита чудом осталась цела, но прочитать, что на ней написано, никто не может.

Вызывают сомнения и кражи кладбищенских плит, так как в Казакларе, в всегда с уважением относились к надгробным плитам. С ними, соединены 2 святых места – Ташамыш и Акташ. В особенности любопытно 2-е: Акташ обозначает – Белый камень. Местные жители веруют, будто это часть священного камня Каабы, который располагается в далекой непорочной Мекке. В связи с этим Белый камень считается святым, что-то типа идола для обитателей села. Есть поверие, что если сместить камень с места, то у такого отомрет рука или совсем умрет, если не сам, то его недалекий родственник уж точно. Ходят слухи, что подобные случаи бывали.

Поможет ли Акташ – священный камень – оградить Казаклар от катастрофической участи? Возможно, если люди будут уважительнее относится к камню и святыням предков, жившим ранее на этой земле.

Деревня Казаклар

Камни и лес – достаточно редкое сплетение для этих мест. Да и деревня Казаклар, не обычная. Хотя название – Казаклар – довольно таки распространенное. В Татарстане с подобным названием минимум 3  деревни.

На самом -то деле все гораздо проще. В подобных деревнях жили казаки, они же служившие царю татары, в отличии от остальных они налог не платили. 

Однако история Казаклара начинается задолго до правления Ивана Грозного. Самое ранее название села – Уразлы. Совсем недавно использовали и  Уразлы аулы, и Казаклар, но последнее вскоре заменило первое.

В какой период появились Уразлы, уже ни кто и не вспомнит.  Однако становление самой деревни народ связывает с неким Уразбеком, который ранее жил в здешних местах.

Священный камень Акташ: экспедиция в деревню Казаклар

26.04.09 г. небольшая группа «Казань-Космопоиск» выдвинулась в деревню Казаклар Высокогорского района Р Т.   Отыскать камень Акташ не составило особого труда – он оказался на краю деревни, на возвышенности.

Место, где расположен камень не просматривается ни с магистрали, ни из самого населенного пункта Казаклар. Как только участники экспедиции уточнили у местных жителей конкретном месте нахождении камня, то приготовились к трудному пешему походу. Они стали подниматься вверх по колее, затем повернули влево. По дороге им встречались разные камни, однако с камнем Акташ они не имели ни чего общего. Внизу остались просторы местной речки, стелящиеся до горизонта. Они шли дальше, полагаясь отыскать хоть какую-то примету святого места, тропу, приношения…

На первый взгляд, что это всего лишь ни чем не примечательная  возвышенность, на которой раньше селяне постоянно пасли скот. Однако на фоне остального вида был найден огромный валун, возвышавшийся слева. Да, вот он Акташ – Белый камень. Великая глыба белого известняка с характерными отверстиями на плоскости, немного обжитый мхом. Камень уже производил глубокое впечатление, невзирая на то, не было даже первой зелени. Как только его визуально исследовали, стало понятно, что в журнале «Научный Татарстан» было указанно несколько погрешностей:

  1. Холм Ташамыш был справа, за оврагом, то есть Акташ не на нем располагался. А на Ташамыше они заметили старое древесное ограждение, за которым, вероятно, были следы старых захоронений.
  2. На Акташе и правда есть темные многочисленные углубления, стимулированные эрозией известняка от влияния природных осадков и ветра. Однако лишь единственное из них было сквозное. Вышеуказанное отверстие располагается в верхней части камня, самое крупное и вероятнее всего искусственного происхождения. Скорее всего, его умышленно просверлили – уж совсем безошибочным оно выглядит. Но кто и зачем? Через него любопытно глядеть в небо или на равнину, появляется мысль, что это отверстие не беспричинно тут. Может быть, это здешний Стоунхендж?

Исследование Белого камня

В ходе осмотра на камне были обнаружены и другие следы людской деятельности: в 2-3 местах кто-то пробовал выцарапать русские буквы – может быть, это чьи-то инициалы или фрагмент фамилии. Сам Акташ неправильной формы, с креном на лево, высотой приблизительно 70-80 см.

Чтобы посмотреть в отверстие необходимо сесть. Через него недостаточно хорошо видно. Если смотреть через отверстие в сторону деревни, то «Глаз» Акташа ориентирован на северо-восток, на 60˚. При сильном ветре, из-за имеющегося  отверстия могут  появляться различные звуки.

Участниками экспедиции был замерен радиационный фон и сам камень. Все было в норме. Энергофон в норме и соответствовал известняковой породе камня. Около камня пребывало 3 члена экспедиции на протяжении  30 минут. Ни как не ощутил, ни чего особенного, однако дотрагиваться до самого камня в отсутствии особой надобности не боялись. Никаких отклонений на тот момент не было обнаружено. Около камня обнаружено не было ни предметов, ни вещей, говорящих, что это предмет массового почитания.

Однако данный факт может ничего не означать – ведь около Белого камня, читают особую молитву, просят здоровья, благополучной дороги и других мирских благ.

 При подъезде к Казаклару, слева видно каменоломню (карьер). Есть легенда о том, что данную выработку не удалось осуществить, так как появлялись трудности с техникой и местные связывали это с Белым камнем. Сейчас каменный карьер деятельно осваивается и никаких трудностей не возникает.

Заключение

С недавних пор этнологическая наука была заинтересована таким разделом этнокультуры, как культ этнических святынь, этнических поверий, связанных с ними, особенным мировоззрением, отраженным в них.

В татарской этнической культуре к уровню естественных святынь позволяется отнести родники, реки, горы, камни, деревья, ямы, то есть естественные ландшафтные явления.

Естественные святыни отличаются в зависимости от географических и природной необычностью мест обособленного проживания татар. К примеру, у татар Приуралья, в большей доли видятся культовые камни, священные озера. Однако в целом культ каменных святынь татарам не характерен. Поэтому с полной уверенностью можно сказать о локальной специфике почитания здесь камней, по сравнению с традицией других фольклорно-этнографических ареалов. 

Почему к нему такое почтение?  Может быть, он издалека напоминал местному люду надгробный монумент? Так же может быть, почитание появилось потому, что кроме этого камня в округе нет подобных впечатляющих камней или иных природных творений, которые люди принимали бы как нечто священное. При этом неизвестны его настоящие габариты – так как ни кто наружу камень не извлекал. Скорее всего, это вершина «айсберга» и непонятно, насколько он еще уходит в землю.

В данном случае, камень служит для людей оберегом и местом поклонения. Может быть, что когда-то  давно, язычество переплелось с исламом. К тому же сама  деревня расположена рядом с марийскими лесами, где идолопоклонство сильнее развито. То, что Акташ не инопланетное тело, а тем более не осколок священного камня Каабы из Мекки – это сразу ясно.     Однако для местных это не имеет принципиального значения – так как данные места связаны с памятью их предков. И Белый камень считается символом этих мест.

Добавить комментарий