Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!
Главная » Разные виды магии » Магия смерти » Пляска смерти "Dance macabre"

Пляска смерти “Dance macabre”

«Пляска смерти» – лицо массовой смерти XIV-XV столетий. Возникшая на закате Средневековья, в Германии, она явилась реакцией на массовую, черную смерть эпидемий чумы то и дело вспыхивавших в Европе. Европа горела. Горела в прямом смысле этого слова. Костры противоэпидемического режима стирали с лица земли одну выкошенную чумой людскую обитель за другой. Все были перед смертью равны – и она не скупилась собирая свой урожай… Экономический и социальный кризис, утрата средневековыми авторитетами реальной власти над людьми, отмершие старые идеалы и еще несформированные новые – типичная картина смены эпох, отмирание старого, когда массовая смерть достигает своего пика посредства войн, голода, эпидемий…
…И именно в такие периоды понимание человека обычно выходить на новый уровень. «Пляска смерти» – изначально народное ритуальное понятие проводов мертвых во время массовых бедствий, иллюстрирующее первое время нахождения человека в мире мертвых, а к XV веку оформившаяся как светско-культурное явление, было пронизано глубоким покаянием. Осознаванием равенства всех людей перед смертью( этот образ часто прослеживается на гравюрах, где смерть ведет за руку 24 представителей основных сословий и возрастных групп: папа, император, императрица, король, кардинал, патриарх, архиепископ, герцог, епископ, граф, аббат, рыцарь, юрист, хормейстер, врач, дворянин, дама, купец, монахиня, калека, повар, крестьянин, ребенок и его мать), но в тоже время некая тщетность жизненных усилий и безысходность деяний. Со временем и переосмысление данное явление обретает все новые грани: выжившие во время эпидемий люди, ощущают уже не столько страх самой смерти, сколько сожаление об утрате земного, ощущение зависимости, страх потерь. И завершающим этапом формирования культуры «пляски смерти» является полное замещение ритуального компонента данного явления религиозным – христианская доктрина о бессмертии души умаляет страх, посланцы смерти –скелеты на гравюрах постепенно исчезает, смерть как образ перестает давлеть над социумом, и снова замещается образом Христа. Мир снова вступает в эпоху благополучия, на дворе Ренессанс…
Что интересно, образ смерти, наиболее известный и используемый сейчас, – Скелет с косой или просто Скелет формируется именно в преддверии Ренессанса , в конце ХIV века. Смерть и жизнь в этот период максимально растождествляются, инаковость смерти по отношению к жизни постоянно подчеркивается, страх ( в отличие от средневековых образов смерти: обычный человек с надписью «мертв», апокалиптический всадник и другие образы – обозначали некую «привычность», близость смерти к тогдашнему образу жизни, наличие страхов, куда больших чем смерть) продолжал нарастать. В тоже время ряд исследователей имели несколько другой взгляд на ситуацию : растождествление, ужас, устрашающая внешность образа смерти заставляла человека искать красоту и обретать навык Приятия.
…На заключительном этапе своего функционирования, в период Ренессанса данной явление полностью перешло в искусство, а начиная с XVII века и вплоть до сегодняшнего времени находит свое отражение в музыке, живописи, литературе.