Воронеж кладбищенский
Начинаю рассказ о погостах Воронежа. Всего в городе 10 погостов, есть еще почти полностью разрушенное древнее немецкое кладбище и несколько некрополей в центре города.
Еврейское кладбище – самое старое из всех существующих и действующих кладбищ нашего города. Одно из двух сохранившихся дореволюционных кладбищ Воронежа (наряду с Терновым). Находится оно на южной окраине города, в небольшом тихом квартале и со всех сторон окружено жилой застройкой.
Удивительно, но несмотря на то, что кладбище находится в самом центре города, большинство жителей даже не подозревают о его существовании.
В дореволюционное время датой основания кладбища считался 1869 год, однако на надгробиях удалось обнаружить более ранние даты, первая из них – на памятнике витебского раввина Егуды Лэв бэн Ярухама Бэшкина, умершего в 1866 году. До этого времени необходимости хоронить евреев не было, та как по установленной в 1769 году «черте осёдлости» Воронежская губерния относилась к числу запретных мест для проживания евреев.
На сегодняшний день на кладбище находится более 115 дореволюционных надгробий. Еще более тысячи могил относятся к советскому периоду.
Наиболее ранние надгробия представляют собой вертикальные плиты, высеченные из камня местной породы. Среди более поздних мраморных и гранитных памятников конца XIX-начала ХХ в. выделяются крупные надгробия, установленные на могилах активных деятелей еврейской общины, членов правления синагоги, жертвовавших значительные суммы денег в пользу общины.
Вот могила члена правления синагоги И.М. Цивьян (1846-1914), своего рода местная достопримечательность:
Самые ранние тексты выполнены на иврите, часть из них не читается, а с начала 1890-х годов надписи дублируются на русском языке.
Впервые после 30-летнего перерыва я оказался на этом погосте полгода назад. И поездка на него сопровождалась таким шквалом знаков, примет и подсказок, с каким я не сталкивался больше никогда. Начиная от выхода из дома и до момента выхода с погоста.
Ехал я полгода назад на погост и совершенно странные вещи происходили по дороге. Готов поспорить, что те, кто встречается по дороге, вовсе и не люди…
С измененными чертами лица, нечеловеческими, и полный холод и отстраненность шли от них.
Кладбище встречает молча и очень осторожно и напряженно. Я был там трижды, и хозяин не выходит на общение, или делает это с большим трудом. Ощущение, что много чужеродной ритуальной магии, и даже совершенной не людьми по одиночке, а как-то иначе, группой и с определенной целью. Из достоверных источников известно, что часть территории еврейского кладбища входит в некий проект строительства жилищного комплекса. Возможно, таким образом уничтожается сам погост.
Хотелось бы точно выяснить, что происходит с этим погостом и помочь ему подняться.
Возможно, создается впечатление, что все встали и куда-то ушли. Пусто. Но это не так, просто ощущение настороженности, испуганности и затаенности. Сильно ощущается слабость погоста.
Случайных могил здесь нет. Но очень много заброшенных могил.
Особой грязи и мусора на погосте не видно, но повсюду острое ощущение запустения и тлена,сама атмосфера очень мрачная и тихая. Беспорядочно и дико растущие деревья и кустарники. Весь погост под слоем птичьего помета, он везде: на могилах, памятниках, дорожках, деревьях.И все это несмотря на то, что еврейская община города вовсю вкладывает силы и деньги в уход за погостом. Результата не видно.
Повсюду видны следы распития спиртного, и явно не посетителями-евреями, которые вряд ли употребляют дешевый портвейн и тем более косметические лосьоны.
Но встречаются и ухоженные могилы, правда, их немного, я насчитал не более 50.
Но,несмотря ни на что, это единственный погост, с которого я никогда не возвращался в одиночестве. Кто знает, о чем я, тот понимает.