Караимское кладбище Бахчисарай
Признаюсь честно, на это кладбище я попал практически случайно во время осмотра достопримечательностей Свято-Успенского мужского монастыря, расположенного в непосредственной близости от города Бахчисарай. Большинство стандартных туристических мест там помечено указателями, и, двигаясь по направлению к одной из них (какому-то пещерному поселению, вдаваться в детали не буду, всё равно речь пойдёт не о нём) я успешно пропустил нужный мне поворот. Откровенно говоря – я его в упор не увидел, даже не смотря на то, что он представлял из себя большую широкую лестницу из камня, да и уже на обратном пути оказался настолько очевидным, что чтобы не заметить его нужно было очень постараться, что я, впрочем, умею. Итак, после того как я пропустил нужный поворот, то стал углубляться в гущу леса через которую, справедливости ради, вела очень хорошо утоптанная гористая тропа. Примерно через десять минут пешего хода из земли выросли массивные каменные ворота погоста, выполняющие не столько функцию ограды мёртвых от живых, как это принято делать в больших городах, сколько обозначающие один из двух главных входов на кладбище.
Стоит отметить, что само по себе Караимское кладбище названо так по названию малой народности – крымских Караимов, проживающих на территории Крыма на протяжении уже многих веков. И, в основном, покоящихся на этом кладбище (по данным которые мне попадались здесь захоронено от пяти до более чем десяти тысяч караимов). В свою очередь народность, получила такое название в соответствие с их приверженностью Караимизму, являющемуся крайне древним религиозным ответвлением от Иудаизма. По этой причине тексты, представленные на основной части надгробных плит, выполнены на иврите, а сами плиты имеют вид и расположение, характерные для иудейских могил. Стоит сказать, что мне вообще везёт на еврейские захоронения, если на кладбище есть таковое, то, впервую очередь меня обычно ведут туда, а потом уже показывают остальные части погостов, хотя евреи, насколько мне известно, среди моих предков если и были, то только лишь в n-ном колене. Впрочем я отвлекся, возвращаясь к рассказу о кладбище, стоит отметить, что размеры его более чем впечатляющие и достигают в длину несколько километров. Второе, на что сразу обращаешь внимание, когда попадаешь на территорию погоста – это на окружающую его тишину и, не смотря на размеры кладбища, полное отсутствие живых людей. Другой интересной особенностью погоста является, связанная с его возрастом (по данным исследований возраст кладбища насчитывает, как минимум, тысячу лет, что полностью соответствует внутреннему ощущению погоста), многослойность – за многие века часть могил вместе с плитами успела уйти под землю, а над ними возникали новые захоронения, создавая, если представить кладбище в разрезе, своеобразный слоеный пирог. В своё время, подобное мне приходилось наблюдать на старом еврейском кладбище, расположенном в центре Праги, но в том случае такое устройство было вынужденной мерой, связанной с жесткой ограниченностью пространства кладбища властями города, в то время как здесь этот процесс совершенно естественный. Проводя ещё одну параллель со старым еврейским кладбищем, стоит отметить и схожесть в ощущении времени на его территории, оно течёт там гораздо более медленно и размеренно, нежели, чем за территорией погоста. Не менее интересным является и само расположение кладбища – на территории кладбища находится старая дубовая роща (самым древним деревьям здесь порядком 600 лет) – это место является для караимов их священным местом силы. Именно от этой рощи и происходит другое название кладбища: Балта Тиймез, что в переводе на русский означает “топор не тронет” или “топор не коснётся”.
Кладбище оказалось, пожалуй, самым старым из древних кладбищ на которых мне довелось побывать. И, безусловно, одним из самых уникальных, причем сразу по целому ряду причин. Во-первых, не смотря на почтенный возраст, оно сохранилось в том виде в каком было всегда, его не постигла участь быть захваченным, как это было с погостом в городе Кутна Гора, где от былого огромного погоста остались лишь костехранилище и небольшой кусочек земли, ровно как и оно не было разграбленно вандалами, впрочем причиной тому является тот факт, что у Караимов было просто не принято хоронить умерших вместе с ценными вещами. Во-вторых, сама потрясающая активность погоста, являющаяся скорей исключением, нежели чем нормой, для столь древних мест захоронения. Отчасти это объясняется тем, что погост является действующим до сих пор – во время нахождения на нём мне встретилось несколько могил датированных 2000-м и, если мне не изменяет память, 2005 годами. Более того, далеко не все обитатели кладбища, даже из гораздо более ранних захоронений – предпочли уйти, в частности, мне немного попозировал один из местных жителей этого места – его белёсые очертания очень хорошо различимы на одном из фото. В-третьих – это, конечно же, тот уникальный фон, и те пути, которые имеют этнические кладбища, чьи народности хранят и следуют исходным многовековым традициям и обычиям уходящим ещё в язычество, и чей процесс ухода и пребывания в Мире Мёртвых сильно отличается от такового для современных обывателей и городских кладбищ. В связи с этим, кладбище достаточно жестко реагирует и делит живых, которые входят на его территорию на своих (имеющих доступ), кому позволено находиться на его территории и чужаков. В частности, последние, все как один описывают давящее и гнетущее состояние тревоги, желание поскорей покинуть территорию погоста. В то время, как я могу описать его, как место потрясающее по ощущению самобытной силы и мощи Мира Мёртвых, ощущаемому в нём, и жалею лишь об одном что у меня не было возможности задержаться там хотя бы на полдня, или, на крайний случай, на ночь.