Главная » Блог » Архив » Татарские языческие обряды и заговоры

Татарские языческие обряды и заговоры

У казанских татар есть обряды и заговоры, предписываемые исламской религией. Но кроме этого у них есть еще иные обряды, сохранившиеся со времен язычества. Именно с помощью языческих заговоров, о которых поговорим позже, они пытаются изгнать такие заболевания, как холера, падеж скота, бешенство от укуса собаки, другие сложные болезни, сглаз, а еще отгоняют «сучью титьку».

Татарские языческие обряды

Использование таких языческих обрядов помогает им заговаривать, выгонять окончательно и одерживать победу над злыми существами, мертвецами, а также сделать все, чтобы остановить беду. Если в хозяйстве необходимо сделать что-то полезное и выгодное, тоже проводят такие обряды. У нас записано несколько таких обрядов и заговоров, поскольку с каждым днем их востребованность падает, в связи с усилением влияния ислама в повседневной жизни татар. Старые обряды заменяются теми, что предлагает ислам. Хотя и записанного мною будет достаточно для научных исследований.

Обряд от холеры

Если появилась страшная болезнь холера, или начался падеж скота, то нужно пройти вокруг села с сохой. В этом обряде не участвуют ни мужики, ни женщины, а лишь молодые девушки, не бывшие замужем, в которых головы не покрыты платками. Девушки, одевая нарядную одежду, собираются, как на праздник. Волосы у них распущены, на пояс они завязывают новенькие платки, а потом их ставят в упряжку с плугом, как коней. Точно неизвестно, сколько должно быть девушек для проведения этого обряда. В руки они берут кнуты. А помогают им еще и старые женщины. Одна из них садится верхом на помело и с растрепанными волосами идет впереди процессии. А другая старуха берется за плуг и создает вид, что погоняет девушек, даже используя для этого кнут и вожжи, чтобы управлять ими, как упряжкой лошадей. Завершает процессию еще одна старушка, едущая на метле. Во время проведения обряда в село никто не должен заходить или заезжать. Если найдется такой смельчак, то его могут лишить жизни. Точно так же и с деревни никто не мог выйти. Все надеялись, что холера исчезнет навсегда, скот выздоровеет, если пройдет такая ужасная церемония.

Обряд для защиты скота от болезней

Когда начинается лето, скот первый раз выгоняют на пастбище. Чтобы предохранить его от болезней, хозяева вырывают на месте, где проходит скотина, символические ворота. Через эти ворота должен пройти весь скот и люди тоже. Такой обряд так и называется «пройти сквозь землю». Татары свято верили в то, что к скотине, прошедшей через такие ворота, уже не грозит никакая болезнь. Этот день считается началом всего нового, поэтому нельзя оставлять огонь в печи и воду в ведре на следующий день.

Чтобы придерживаться всех требований обряда, община направляла посыльного по всем дворам с напоминанием: затушить старый огонь в печи и вылить старую воду с ведер. Но огонь в деревню надо было вернуть, поэтому собирались все вместе и добывали огонь с помощью трения друг об друга сухих дубовых кольев. С добытого огня каждый хозяин зажигал лучину и нес к себе домой новый огонь. Такое действие так и называлось – выведение нового огня. А воду уже набирали с источников, кому сколько нужно.

Обряды против падежа скота

Если падеж скота все-таки начался, то стараются быстро продеть в морду первой погибшей скотины замок, запирают его, а потом вывозят труп скотины в поле, где сделаны полевые ворота, хоронят ее и свято верят, что на этом все и закончится.

Со страшной болезнью оспой, которой часто болели дети, боролись так: отдавали утку или гуся, обязательно белого, нищим. Когда ребенок начинал выздоравливать от страшной болезни, варили любую кашу, названную в народе чячяк- буткасы или «оспенная каша». Если кашу не сварить, то болезнь будет продолжаться долго. Скорее всего, люди проводили такой ритуал, поскольку свято верили, что им удастся умилостивить «оспенную мать», так называемую чячяк-анасы, а также хозяина болезни – чячяк-ияси. Считалось, что они находятся в больших прыщах на теле.

Обряды от сглаза

Чтобы уберечь детей от дурного глаза, татары рисуют разными красками, чаще всего черного или голубого цвета, на лбу и щеках ребенка, так называемые марушки. Они считают, что нехороший человек сразу посмотрит не на лицо, а на рисунок, так что ребенок останется здоровым. А еще маленьким детям от дурного глаза привязывают маленький мешочек, куда насыпают семена черновки, так называемое каразиево семя.

  • Можно обмыть ручку двери или дверную скобу, а потом намочить полотенце и вытереть ребенку лицо.
  • Очень верным был способ, применяемый от сглаза, когда детям привязывали веточку можжевельника.
  • В том случае, если человек заболел, испугавшись чего-то очень сильно, то «испуг кладут». Растапливают кусок свинца, заливают его в воду, где он принимает определенную форму, могут даже появиться черты человеческого лица. Застывшую фигурку привязывают испуганному человеку с верой в то, что он избавится от испуга навсегда.
  • Такие обряды доказывают, что люди верили не в дурной глаз, приносящий несчастье. Они думали, что существует злой дух или джин, которого надо изгнать. Он боится запаха можжевелового дерева, острого топора, и, конечно, свинца.
  • Все обряды у татар и проводились с той целью, чтобы отобрать силу злых джинов и добиться того, чтобы они не могли никого сглазить и принести болезнь.

Другие обряды

  • Случалось, что человек, когда очень жарко, пьет холодную воду с источника, и вдруг, чувствует резкую боль от этого. Холодная вода и сама по себе в жару вредит организму, но человек должен провести обряд избавления от боли, считая, что вода его «держит». Он берет яблоко или разбивает сырое яйцо, может взять немного зеленой травы, и опускает их в воду, которую пил перед этим со словами: «Не держи меня вода». В таком обряде наблюдается благоговейное отношение с давних времен татар к воде, а еще их вера в то, что таким образом удастся заговорить странных существ, живущих в водоемах.
  • В том случае, если человек начал опухать, его отпаивают отваром с можжевеловых ягод. Считается, что это лучшее средство при заболевании водянкой. Татары свято верили, что злой дух, вызвавший водянку, обязательно уйдет, поскольку запах можжевельника не переносит!
  • Для страдающего лихорадкой приводят настоящего живого медведя, чтобы болезнь сильно испугалась и вышла из тела больного. Есть и другие способы для изгнания лихорадки: одевают на больного шкуру медведя или волка, засовывают за пазуху змеиную кожу, когда совсем плохо.
  • Чтобы выздороветь, по татарским преданиям, надо съесть кусочек хлебной припеки или «нос хлеба» (икмяк-буруны), взятой в каждом доме обязательно через боковое окно.
  • В том случае, когда под рукой у человека появилась так называемое «собачье вымя», применяется старинный заговор с хлебной коркой. Проговаривая заговор, надо притронуться хлебом к больному месту, а потом нужно скормить этот кусок хлеба собаке, но необычной, а четырехглазой. Четырехглазой татары называют собаку, у которой над глазами есть пятнышки другого цвета, и выглядят они как еще два глаза.

Татарские заговоры от болезней

Этот заговор используют не только для излечения от собачьего вымя, но и для избавления от кыярака – сильной боли в паховой области, а также от баки – грудной жабы. Процесс отличается только тем, что во время заговора кыярака меняют хлебную корку на огуречное семя, потому что огурец называется на татарском языке – кыяр, а излечение грудной жабы (по-татарски лягушку называют бака) проводят с помощью косточки черепахи (губурлюбаки). Притрагиваясь к болячке ритуальным предметом, нужно произнести:

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять:
  от девяти да возвратится2,
  в пыль и прах да отойдет!

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь:
  от семи да возвратится,
  в ветр и вихрь да отойдет!

Раз, два, три, четыре, пять:
  от пяти да возвратится,
  на распутие пяти путей да отойдет!

Раз, два, три:
  от трех да возвратится,
  на распутие трех путей да отойдет!

Раз:
  от раза да возвратится,
  заговор наговор таков был,
  что этого только ждала (то есть болезнь);
  но не моею рукою,
  но рукою Айша-Батман! 

 

Татарские традиции

  • Накануне праздника христиан Пасхи, как раз в чистый четверг, у татар есть своя традиция – они пекут оладьи, отмечая воскрешение усопших. Они якобы в этот день воскресают из мертвых и, как невидимки, появляются среди людей. Поэтому в это время запрещалось запрягать лошадей и даже одевать на них хомут, чтобы мертвые не осквернили их.
  • Есть еще одно удивительное татарское верование о том, что нельзя ни в коем случае притрагиваться к деньгам, лежащим возле русской иконы, потому что икона придавит вору руки, а еще может вообще пристать к его губам. Русскую икону у татар прозвали тарн, в переводе с монгольского означает бог Тенгри. Они знают, как верующие христиане поклоняются Иисусу Христу, образ которого им является, а они изображают его на иконах.
  • Во время беременности, согласно татарским сказаниям, женщина может увидеть в воздухе огненный образ летящего убыра. Чтобы защитить беременную от злого убыра, нужно проколоть его вилами, сделанными из рябины, тогда он рассыплется на мелкие частицы.
  • Если человек чувствует удушье (якобы его душит албасты), то необходимо для избавления от неприятного чувства просто шевельнуть мизинчиком – и албасты исчезнет навсегда.
  • Если злой дух поселяется в мужчину или женщину, то следует зажечь серу и дуть дымом больному в нос, а еще можно посыпать его порохом и зажечь. Можно положить под кровать топор или другую железную вещь: злой дух обязательно испугается и уйдет от человека навсегда.
  • На масленицу в деревне молодые девушки, сидя за прядками, начинают кататься. Считается, что это повлияет на то, чтобы лен в следующем году был красивым и крепким.
  • Для хорошего урожая зерновых и овощей, жители деревень вывешивали на забор возле своего огорода или поля остатки конской головы.
  • Ну и немножко расскажем о сокровищах. Считалось, что сокровища, долго пролежавшие под землей, захватывает злой дух диу-пэрием, а выходит он именно из денег. В месте нахождения клада этот странный дух все время появляется и орет благим матом, обольщая человека взять деньги. Вот только брать такие сокровища без заговора не стоит. А проводится в этом случае такой обряд: в том месте, где татарину привиделся злой дух, надо посыпать пеплом, а с утра посмотреть, чей след там появился: потом это животное нужно принести в жертву в местонахождении клада. И только после такого обряда можно взять сокровища. Не означает ли такой обряд, что в давние времена татары осуществляли жертвоприношения живыми существами в честь своих божеств огня, воды, царства мертвых, водяных, чертей? Но ведь татары считали, что клад приобретает подобие кошки, поэтому нужно всего лишь прочитать молитву, задеть животное ногами и сразу же получить деньги.
  • Когда засуха летом полностью уничтожает урожай и теряется всякая надежда на дождь, то люди выходят к речке. Здесь они должны сварить кашку. Она так и называется «вызывающей дождь» или джангыр-буткасы. Еда получается в складчину: кто-то приносит крупу, кто-то масло или соль, кто-то молоко. После того как ритуальная еда сварится, ее съедают и просто одетыми прыгают в реку. Они убеждены в том, что после проведения обряда обязательно будет дождь.
  • Бывает, что дети случайно падают на землю. Тогда кто-то из старших должен на месте, где ребенок упал, забить гвоздь и вылить на стакан воды. Такой обряд проводится, чтобы не допустить никакой беды к ребенку. Кстати, возможно упростить обычай – просто сделать плевок в то место, где падал ребенок, и все будет хорошо.

Добавить комментарий